Главная » Статьи » Философия |
В разделе материалов: 169 Показано материалов: 161-169 |
Страницы: « 1 2 ... 15 16 17 |
Более ощутимые контуры этот идеал обретает в сочинении Томаса Moра (I478-I535) «Утопия». Основной обличительный пафос Мор направляет против эгоизма и жадности, усматривая в них причину всех социальных бедствии. «Очень плохие люди со своей ненасытной жадностью поделили между собой все то, чего хватило бы на всех», превратив общественную жизнь в подобие «некоего заговора богатых, под предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах» . Слова эти, принадлежащие мореплавателю Гитлодею, претендуют на обобщающую характеристику всех существовавших в то время государств, на фоне которых разительным контрастом вырисовывается картина совершенного общества на острове Утопия. |
Вождь немецкой народной Реформации Томас Мюнцер (1490-1525), выражая настроения и чаяния крестьянско-плебейских масс, сформулировал основные положения общественного идеала, сразу же обнаружившего свою противоположность и враждебность не только в отношении господствующих феодальных порядков, но также и в отношении нарождающихся буржуазных отношений и ценностей. |
Наиболее яркая и выразительная социальная доктрина индивидуалистической ориентации была разработана Н. Макиавелли. Освободив человека от всех религиозных и моральных иллюзий и предельно утилитаристски истолковав природу человека, Макиавелли признает лишь один фактор исторического развития - материальный интерес. Приведенные ранее рассуждения о «большой цели» великих личностей, возвышающей их над примитивными устремлениями обычных людей, отнюдь не означают отказ от утилитаризма в понимании природы государства. |
Особое место занимает протестантская трактовка свободы воли, сыгравшая огромную роль в адаптировании классического решения этого вопроса в христианстве к изменившимся условиям социальной действительности периода первоначального накопления капитала . Наиболее показательны в этом отношении взгляды лидеров Реформации М. Лютера и Ж. Кальвина, оказавшие на формирование буржуазного мировоззрения гораздо большее влияние, чем интеллектуальные изыскания итальянских гуманистов. |
Наиболее раннее употребление этого термина отмечается Франческо Петраркой (1304-1374), написавшим трактат «О средствах против всякой фортуны», но о .понятийном его содержании можно говорить, начиная с работы Калюччо Салютати (I33I-I406) «О фатуме, фортуне и случае». |
Возрожденческие трактовки свободы |
Карикатурные черты, которые обретал гуманизм в сочинениях наиболее рьяных выразителей нового мировоззрения, были обусловлены не только полемической формой утверждения антиаскетических ценностей, но, главным образом, оказались адекватным воплощением буржуазного идеала в его откровенном, неприукрашенном виде. Отталкивающий характер как самого этого идеала, так и, в особенности, его реальных осуществлений был очевиден уже на самых ранних стадиях возрожденческого движения. |
Эмансипация телесной чувственности получает свое законченное выражение и обоснование в философии. Поначалу робкие мотивы реабилитации чувственного начала приобретают здесь все более настойчивый характер, временами доходя до агрессивности. |
Соотношение души и тела как проблема возрожденческой антропологии |