Главная » Статьи » Философия » Философия Возрождения [ Добавить статью ]

Примат духа и варианты нравственного гуманизма

Примат духа и варианты нравственного гуманизма
Карикатурные черты, которые обретал гуманизм в сочинениях наиболее рьяных выразителей нового мировоззрения, были обусловлены не только полемической формой утверждения антиаскетических ценностей, но, главным образом, оказались адекватным воплощением буржуазного идеала в его откровенном, неприукрашенном виде. Отталкивающий характер как самого этого идеала, так и, в особенности, его реальных осуществлений был очевиден уже на самых ранних стадиях возрожденческого движения.
Своеобразной реакцией на устойчивую тенденцию примитивизации человека и профанацию самой идеи гуманности явился всплеск антииндивидуалистических настроений, получивший выражение в различных вариантах коллективистского, гражданского гуманизма . Имея различные политические и идейные истоки, социально-гуманистические учения опирались на единую философскую, основу - неутилитаристскую концепцию ценностей, занимавшую в вопросе о соотношении души и тела позицию, свободную от односторонностей как христианского аскетизма, так и вульгаризированного эпикуреизма. Наиболее значимые образцы гуманизма оставили последующим поколениям как раз те мыслители, которым удалось, встав над политико-идеологической злобой дня, преодолеть узость буржуазного мировоззрения и избежать негативистского отношения к духовно-нравственным ценностям.
Уже Леонардо Бруни (1374-1444), старший современник Д. Манетти, в вопросе о соотношении материальных и духовных ценностей безусловное предпочтение отдавал последним, примыкая к аристотелевской трактовке добродетели.
Осуществив самостоятельный перевод «Никомаховой этики» и «Политики», он связал идеалы гуманизма с развиваемыми в этих произведениях идеями гармонии телесного и духовного начал в человеке, хозяйственной и воспитательной функций в государстве на основе утверждения в обществе авторитета дианоэтических ценностей - ценностей творчества, развивающего духовные силы человека (философия; досуг, заполненный бескорыстным созиданием прекрасного) Здесь особо следует отметить, что свои взгляды Бруни последовательно отстаивал в период, когда была обнаружена и стала достоянием гласности знаменитая поэма Лукреция Кара «О природе вещей» (1417), положившая начало эпикурейскому буму, на волне которого и появилось сочинение Л. Валлы «О наслаждении» (1431).
Главным произведением Бруни было «Введение в науку о морали» , в котором обосновывается приоритет надиндивидуальных ценностей как условия гармоничного развития человека и осмысленности его жизни. Не эгоизм, а дружба, любовь, сострадание к другим людям провозглашаются в качестве неотъемлемых свойств человеческой природы и фундамента общественной системы. Благо общества, совпадающее с развитием высокой нравственности человека, - вот что, по мнению Бруни, должно выступать важнейшим мотивом человеческой деятельности.
Характер долженствования, столь свойственный гуманистическим рассуждениям Бруни, явно свидетельствует о несоответствии его представлений реальностям того времени, но в то же время позволяет оценить глубину и непоколебимость его философской позиции, питаемой более истинами чистого созерцания, чем конъюнктурой текущего момента.
В русле нравственного гуманизма развивал свои идеи и Марсилио Фичино (1433-1499), основные усилия которого были направлены на совершенствование христианского идеала человека .
Возглавив учрежденную в 1459 г. во Флоренции Платоновскую академию, Фичино посвятил свою жизнь переосмыслению философского наследия Платона с целью уяснения универсальных: религиозно-философских основ человеческого бытия . В трактате «Платоновская теология о бессмертии душ» он решет вопрос о соотношении бога и мира, духовного и телесного начал мироздания, закладывая онтологический фундамент в здание неутилитаристского гуманизма. Приняв платоновскую идею о мировой душе как связующем звене между богом и миром, Фичино старается избежать крайностей их противопоставления и отождествления. Прямо выступая против натуралистического пантеизма, устраняющего границу между богом и природой, он заявляет, что связь бога с миром не означает полного растворения нас друг в друге: бог как условие единства мира имеет бестелесную природу и находится вне его. Именно такое, идеальное и внемировое существование бога позволяет ему осуществлять организующие и гармонизирующие функции, упорядочивая мир в направлении нарастания духовности и убывания телесности.
Объединяющее, одушевляющее и просветляющее действие мировой души - это не что иное, как метафора, выражающая представление о высших ценностях человеческой жизни. И платоновский бог как идея абсолютного блага, и мировая душа как форма ее проекции в мире являются, в сущности, абсолютизированными образами человеческой души и признанием ее безусловной первичности в ценностном плане. Провозглашая вслед за Платоном любовь, красоту и добро в качестве космических принципов, Фичино тем самым решает вопрос о сущности человека в неутилитаристском ключе .
На почве флорентийского платонизма вырос и крупнейший гуманист итальянского Возрождения Пико делла Мирандола (1463-1494).
В «Речи о достоинстве человека» он пытается совместить атропоцентризм с платоновской идеей внеприродного бога, в результате чего вырабатывается взгляд на человека как на духовный центр вселенной, как на своеобразную субстанцию свободы, занимающую промежуточное положение между земными и небесными созданиями . Мотивы христианской антропологии, отчетливо звучащие в сочинении Мирандолы, вступают, однако, в противоречие с признанием за человеком наивысшего духовного статуса среди всех творений бога. «Чудеса человеческого духа, - пишет он, - превосходят (чудеса) небес... На земле нет ничего более великого, кроме человека, а в человеке - ничего более великого, чем его ум и дула. Если возвыситься над ними, значит, возвыситься над небесами» .
Достоинство человека дано ему лишь в качестве возможности; от самого человека зависит, сможет ли он оправдать свое высокое предназначение. Будучи наделенным «семенами и зародышами разнообразной жизни», человек способен выбирать между возвышенным и низменным, между ангельским совершенством и животным состоянием . Замалчивая роль божественного провидения, Мирандола наделяет человека максимумом свободы .как предпосылкой достижения максимального величия: и действительно, человек, свободно сделавший свой выбор и достигший в трудной жизненной борьбе высшего духовного совершенства, заслуживает большего восхищения, чем ангелы, которые получают свое достоинство от создателя в качестве прямого дара.
Правильный жизненный выбор Мирандола ставит в прямую зависимость от знания истины, поиски которой способствуют самопознанию и самосовершенствованию человека, помогают уяснить соотношение телесно-чувственных и интеллектуально-нравственных ценностей, без чего оказывается невозможным разумное ограничение страстей и достижение гармонической меры человеческого существования. Ориентацию на обогащение он резко осуждал как неистинную и не соответствующую действительной природе человека, предпочитая занятия философией добыванию денег и славы.


Источник:
Категория: Философия Возрождения | Добавил: Admin (12.01.2012) | Автор: E W
Просмотров: 875 | Комментарии: 4 | Теги: философия, гуманизм | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0