Главная » Статьи » Философия » Русская религиозная философия | [ Добавить статью ] |
Основные проблемы и понятия русской религиозной философии
Основные проблемы и понятия русской религиозной философии. Говоря об основных проблемах русской религиозной философии, от-ражаемых в ее основных понятиях, необходимо прежде всего указать на центральное из них. Таковым является понятие всеединства. Следует подчеркнуть, что всеединство обозначает не только универ-сальную, всеобщую связь явлений между собой. Понятие мира как целого присутствует в любой философской системе. Но обычно под целым пони-мает¬ся нечто большее, нежели отдельная вещь или даже совокупность ве-щей, со¬ставляющих это целое. Целое выступает здесь как абстракция, то есть ненаблю¬даемое, невидимое в противовес отдельным чувственно-воспри¬ни¬ма¬е¬мым вещам. Целое всегда больше отдельной части и выступа-ет как закон, определяющий ее поведение (субстанция, материя, природа не даны ни в каком опыте, в опыте даны только вещи с их свойством – ма-териальностью. Плод как таковой, как понятие – это общее, сходное в ве-щах). Всеединство – это такое целое, которое тождественно любой своей части и представлено в этой части во всей полноте качеств и свойств. Так, Богочеловек есть Христос, он часть Троицы, тождественная двум другим. Божественная сущность, принадлежащая Троице как целому, принадлежит и любой из трех ее ипостасей (они тождественны в этом смысле). Т.е. в ос-нове интуиции всеединства лежит непривычная для нас «математика», ко-гда 1+1=1. Понятие всеединства позволяет понять мир как целое и одновремен-но как состоящий из отдельных явлений, каждое из которых самобытно, индивидуально, самодостаточно. Это та капля, в которой отражается оке-ан… Понимание целого как всеединства возможно только в том случае, если этот целое выступает как живое, органическое Макротело. В этом жи-вом, органическом целом сливаются воедино противоположности матери-ального и духовного. Дух здесь выступает как жизненное начало, дающее энергию, а материальное – плоть, несущая ее в себе. Расчленять их бес-смысленно: попро¬буйте отделить душу человека от его тела. Жизнь невоз-можна без их еди¬н¬ства. Из понятия всеединства следует тождество Бога и мира, когда Бог представлен в каждом отдельном существе. Благодаря этому только и воз-можен процесс становления Богочеловека и Богочеловечества. Далее необходимо остановится на следующем важнейшем понятии русской религиозной философии – понятии Софии (софийности). По гре-ческой традиции, София обозначает мудрость. София – это всеобщая Душа Мира, или всеобщее Тело Духа. В Софии как раз и представлено нераз-дельное еди¬н¬ство материального и духовного. Но это единство имеет ор-ганический характер, т.е. оно возникает, растет и развивается. София есть становление, говоря языком гегелевской философии, тот вечный закон жизни, благодаря которому совершается процесс соединения Бога с Миром и становления Богочеловека и Богочеловечества. В мире София присутствует как знание, основанное на вере, или пер-ви¬ч¬ное непосредственное переживание человеком Бога. Акт веры есть первый акт реализации Софии. Данная в этих мистико-интуитивных первообразах София есть начало человеческого знания, предшествующая Логике и только выявляемая с по-мо¬щью логики в философии и науке. Средства ее развертывания в искус-стве и морали иные, нерациональные (идеалы, художественные образы, нормы и при¬нципы нравственности). Продолжая разговор об основных проблемах русской философии, об-ратим внимание на проблему соборности. В современном идеологическом обороте патриотически-на¬стро¬енной публики это понятие используется для обозначения специфики русской жизни и русского характера по срав-нению с Западом. Там – индивидуализм и власть личного интереса и поль-зы, у нас – коллективизм и полное игнорирование материальной стороны жизни, т.е. установка на так называемую духовность. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что русские люди подчинены материальному интересу и пользе не меньше, если подчас и больше, чем европейцы или американцы. В общепринятом плане соборность истолковывается как кол-лективность. В русской философии под соборностью понималось нечто иное. Кол-лективность – это внешняя сторона соборности, часто противоречащая ду-ху соборности (коллектив может сложиться на основе материального ин-тереса и совместной выгоды). Соборность не есть исключительное качест-во русской жизни и ее истории, соборность – это не община. Она не дается человеку от рождения или условиями проживания. Соборность – явление духовное. Это такая форма человеческого сообщества, в рамках которой совершается становление Богочеловека и Богочеловечества. Ве¬ра в Бога и жизнь в соответствии с Его заповедями – стержень соборности. Собор-ность означает безусловную зависимость индивида не от коллектива, на-ции или общины, а от духовных начал жизни. Соборность – это тяжкий труд индивида по нравственному совер¬шен¬ст¬вванию своей личности, это духовный подвиг. Соборность, тем самым, пред¬полагает личную ответственность. В этом плане философия всеедин-ства не должна пониматься как проповедь коллективизма, она заключает в себе отчетливый персоналистский мотив. Наиболее сильно он звучит у Н.А. Бердяева, который разработал философию религиозного персонализ-ма в 20-е гг. во Франции. Его основные идеи оказали влияние на формиро-вание французского экзистенциализма. Персонализм исходит из тезиса о том, что личная свобода человека является первичным онтологическим фактом. Она укоренена в структуре бытия актом творения человека, изначально наделенного Богом душой и «образом» (способностью различать добро и зло). Это означает, что чело-век ответствен перед Богом за последствия, обусловленные его свободным выбором. Ж.-П.Сартр придал этому тезису такое звучание: существование человека предшествует его сущности. Значение русской религиозной философии, ее вклад в развитие куль-туры в России в целом трудно переоценить. Остановимся лишь на некото-рых моментах. Русская религиозная философия стала духовной основой для развития науки в России – биологии (идеи В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского), рус-ской генетики, возникшей раньше западноевропейской, но разгромленной в годы сталинских репрессий, теории космоплавания (идеи Циолковского). Особое влияние эта философия оказала на искусство Серебряного Ве-ка: символистская поэзия (Вяч. Иванов, А.Блок, А.Белый), живопись (Вру-бель, Добужинский, Бенуа), музыка (Скрябин, Стравинский, Рахманинов) начала века и их последователи – все в той или иной мере восприняли идеи русской религиозной философии рубежа веков. Их отзвуки можно обнаружить и у ряда русских философов первой половины ХХ века – А.Ф. Лосева, М.М. Бахтина. Но, к сожалению, вместе с принудительной атеизацией советского общества была разрушена и ду-хов¬ная основа философии всеединства и той культуры ХХ в., которая скла¬дывалась на ее основе, которая оплодотворила западную культуру, и ос-татками которой мы живы до сих пор. Причины этого разрушения нам видятся не только во введении госу-дарственной идеологии, в атеизации культуры, в отказе от религиозного и идейного плюрализма, но в немалой степени – в чрезмерно тонкой органи-зации этой философии, облаченной в изысканные культурные формы, тре-бующей не только выучки (образования), но и таланта (художественного и нравственного). После революции и гражданской войны, насильственной высылки из страны виднейших представителей русской религиозной фи-лософии («философский пароход»), общего падения уровня культуры в стране во многом бы¬ла утрачена та духовная почва, без которой идеи рус-ской религиозной философии не дают всходов и остаются фактом истории науки и культуры. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Каким образом складывались философские воззрения в России? 2. В чем нашла опору для своего развития русская религиозная фило-софия? 3. Охарактеризуйте основные понятия русской религиозной филосо-фии. 4. Каково, на Ваш взгляд, основное значение проблемы соборности для российского общества, вскрытой русской философией? 5. В чем Вам видится значение концепции всеединства для после-дующего развития культуры? Источник: | |
Просмотров: 4081 | Комментарии: 2
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |