Главная » Статьи » Философия » Определение места философии в жизни человека | [ Добавить статью ] |
МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК МЫШЛЕНИЕ В ПРЕДЕЛЬНЫХ ПОНЯТИЯХ, ОХВАТЫВАЮЩИХ ЦЕЛОЕ И ЗАХВАТЫВАЮЩИХ ЭКЗИСТЕНЦИЮ. Хайдегер.
§ 3. МЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК МЫШЛЕНИЕ В ПРЕДЕЛЬНЫХ ПОНЯТИЯХ, ОХВАТЫВАЮЩИХ ЦЕЛОЕ И ЗАХВАТЫВАЮЩИХ ЭКЗИСТЕНЦИЮ Мы остаемся при предварительном рассмотрении. Оно призвано подвести нас к за-даче курса и одновременно прояснить его целостную установку. Вопреки первоначальной ясности заглавия «Основные понятия метафизики» мы скоро увидели, что стоим перед этой целью, по существу, в растерянности, постигшей нас, как только мы понастойчивее задались вопросом, что это такое, метафизика, – вещь, которую должны же мы все-таки в основных чертах знать, чтобы занять какую-то позицию по отношению к тому, с чем име-ем дело. Когда в вопросе, что такое метафизика, мы пробуем идти проторенными путями, которые напрашиваются сами собой и которыми все исстари ходят, когда определяем фи-лософию как науку, или как мировоззренческую пропаганду, или пытаемся сравнивать философию с искусством и религией, или, наконец, пускаемся в определение философии путем историографической ориентировки, то оказывается, что каждый раз мы движемся окольным путем, – окольным не просто потому, что можно было бы короче, но потому, что мы только ходим вокруг да около нашего дела. Эти окольные пути, собственно, – лес-ные тропы (Holzwege), пути, которые внезапно прерываются, ведут в тупик. Но эти соображения и эти попытки, лишь вчерне перебираемые нами, показывают нам нечто существенное: что мы абсолютно не вправе тем самым увиливать от непосред-ственного, прямого схватывания философии и метафизики; что именно в том и заключа-ется трудное, – действительно держаться темы нашего вопрошания и не искать себе лазе-ек по окольным путям. Такая неотступность особенно трудна, прежде всего потому, что философия, коль скоро мы всерьез спрашиваем о ней самой, ускользает от нас туда, где она собственно и есть: как дело человека – в сущностных недрах человеческого бытия. Нечаянно и, казалось бы, прихотливо мы обратились к изречению Новалиса, соглас-но которому философия есть ностальгия, тяга повсюду быть дома. Мы попытались истол-ковать это изречение. Мы попытались что-то из него извлечь. Оказалось, что это стремле-ние быть дома повсюду, то есть экзистировать в совокупном целом сущего, есть не что иное, как потребность задаться своеобразным вопросом, что значит это «в целом», име-нуемое нами миром. В нашем вопрошании и искании, в наших метаниях и колебаниях да-ет о себе знать конечность человека. То, что совершается в этой обусловленности концом, есть последнее уединение человека, когда каждый за себя как единственный стоит перед целым. Так оказалось, что это охватывающе-понимающее вопрошание коренится, по су-ществу, в той захваченности, которая призвана нас определять и на почве которой мы только и обретаем способность всеохватывающего понимания и схватывания того, о чем спрашиваем. Всякая захваченность коренится в настроении. В конечном итоге то, что Но-валис называет ностальгией, есть фундаментальное настроение философствования. Возвращаясь к первому шагу нашего предварительного рассмотрения и снова спро-сив: что значит название «Основные понятия метафизики?», мы теперь уже не будем по-нимать его просто по аналогии с «первоначалами зоологии», «основоположениями лин-гвистики». Метафизика не специализированная наука, где мы с помощью некой умствен-ной техники дознаемся до чего-то в ограниченной предметной области. Мы воздержимся от того, чтобы помещать метафизику как научную дисциплину в ряду прочих. Нам при-дется пока оставить открытым, что это вообще такое – метафизика. Мы видим только: ме-тафизика есть фундаментальное событие в человеческом бытии. Ее основные понятия суть понятия, последние же – как принято говорить в логике – суть пред-ставления, в ко-торых мы представляем себе нечто общее или нечто вообще, нечто в аспекте того универ-сального, что многие вещи имеют между собою сообща. На почве представления этого всеобщего мы в состоянии определить отсюда отдельные данности, например эту вот вещь – как кафедру, ту – как здание. Понятие есть некоего рода определяющее представ-ление. Но таковыми основные понятия метафизики и понятия философии вообще явно не будут, если мы вспомним, что сама она коренится в той захваченности, в которой мы не делаем схватываемое предметом представления, но движемся совершенно другим спосо-бом, исходно и в принципе отличным от любого научного подхода. Метафизика есть вопрошание, в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего и спрашиваем о нем так, что сами, спрашивающие, оказываемся поставлены под вопрос. Соответственно основные понятия тут – не обобщения, не формулы всеобщих свойств некоторой предметной области (животное, язык), но понятия особенного рода. Они схватывают каждый раз целое, они предельные смыслы, вбирающие понятия. Но они – охватывающие понятия еще и во втором, равно существенном и связанном с первым смысле: они всегда захватывают заодно и понимающего человека и его бытие – не задним числом, а так, что первого нет без второго, и наоборот. Нет никакого схватывания целого без захваченности философствующей экзистенции. Метафизическая мысль есть мышле-ние охватывающими понятиями в этом двояком значении: мысль, нацеленная на целое и захватывающая экзистенцию. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики./М. Хайдеггер// Время и бытие. М.: Республика, 1993. С. 327-333. Задание: 1. По какой причине определение философии постоянно ускользает от нас? 2. С какими понятиями имеет дело философия? Возможно ли дать определение этих понятий посредством науки? 3. В чем выражается «захваченность» человека философией? 4. Как вы понимаете задачу философии постичь сущее в целом? Что приобретет че-ловек в таком взгляде на Мир? Источник: | |
Просмотров: 901 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |