Главная » Статьи » История России » Лекции по истории России | [ Добавить статью ] |
Общественное движение 60-90х годов
Общественное движение 60-90х гг. Причины активизации: - переходный характер экономической и социальной структуры - сохранение самодержавия, крупного помещичьего землевладения, сельской общины - форсированное развитие капитализма - обнищание части крестьянства - непоследовательность внутриполитического курса правительства - росло влияние теорий, проникавших с Запада - некоторые особенности сознания и поведения русской интеллигенции 1. Русский консерватизм. Крупнейшие его представители - государственные деятели, литераторы и философы К.П.Победоносцев, Д.А.Толстой, М.Н.Катков, В.П.Мещерский, А.А.Фет, Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев в своих работах развивали традиции М.П.Погодина, С.П.Шевырева, С.С.Уварова. При всех различиях консерваторов объединял ряд общих идейных установок: - русская национальная идея, представление о превосходстве русского образа жизни, русской религиозности, российского общественного устройства - основным идеологическим принципом оставалась формула "самодержавие - православие - народность", главной задачей - сохранение незыблемости самодержавия как основы существования русского национального общества и единственного выразителя интересов народа - отрицалась необходимость идеологической европеизации России, поскольку она могла вызвать социальные конфликты и национальную катастрофу - подвергались критике реформы Александра II, в которых консерваторы видели отступление от естественного пути развития России - сохранялась вера в национально превосходство великороссов, уверенность в мессианском предназначении России Основные направления: а) Государственный консерватизм. К.П.Победоносцев. Исходя из идеи несовершенства человека, он отвергал любую перестройку социального бытия и полагал, что только освещенное творцом государство способно удержать общество от социальной катастрофы. Процветание России связывал с воспитанием высоких нравственных начал людей и укреплением православия и монархической власти. П.А.Валуев, П.А.Шувалов, И.И.Воронцов-Дашков и др. в 60-80х гг предлагали умеренные реформы, вплоть до создания представительного совещательного органа. б) Религиозно-философский консерватизм. К.Н.Леонтьев, Л.Н.Тихомиров. Поиск новых методов решения старых вопросов, дух творчества. в) Неославянофильство. Н.Я.Данилевский, Н.Н.Страхов. Создание общеславянского государства во главе с русским самодержцем (панславизм). Консерватизм не получил в то время организационного оформления, т.к. открыто поддерживался властями и не нуждался в организации. Деятельность - публикация книг и статей. После убийства Александра II для борьбы с революционерами и обеспечения безопасности нового императора он создали конспиративное общество - Священную дружину. Членами общества были в основном аристократы. Общество было распущено после разгрома "Народной воли". 2. Либеральное движение. В основном представители научной и творческой интеллигенции - Б.Н.Чичерин, К.Ф.Кавелин, М.М.Стасюлевич, А.М.Унковский, И.И.Петрункевич, С.А.Муровцев, В.А,Гольцев + некоторые высшие чиновники, в т.ч. министры - М.Т.Лорис-Меликов, Н.А. и Д.А. Милютины, А.А.Абаза. Идейные установки: - для развития общества необходимо утверждение свободы, обеспечение прав личности, защита частной собственности - следует создавать представительные органы власти, начиная с земств и завершая общерусским парламентом - оптимальной формой государственного устройства является конституционная монархия, но для перехода к ней необходимо создать соответствующие социальные и культурные предпосылки, без которых Россия лишится социальной стабильности - следует европеизировать Россию в культурном отношении, распространять образование и научные знания - Россия должна развиваться эволюционным путем с помощью реформ сверху - недопустимы как репрессии и произвол самодержавия, так и революционное насилие радикальной интеллигенции - общество должно подготавливать себя к гражданским и политическим свободам - основная задача интеллигенции - просвещать народ и воздействовать на власть, склоняя ее мирными средствами к продолжению либеральных реформ Русский либерализм не был организационно оформлен и проявился в земском движении, либеральной публицистике, академических исследованиях и салонных дискуссиях, реформаторских усилиях наиболее прогрессивных сановников. Основные направления: а) Западнический либерализм. Чичерин, Стасюлевич, Арсеньев. Идея неизбежности повторения Россией западноевропейского пути развития; настаивали на необходимости изживания "самобытничества" и мирного вхождения в европейскую цивилизацию. б) Национальный либерализм. Некоторые деятели пытались синтезировать идеи либерализма и славянофильства, считали необходимым учитывать национальную специфику. Выдвигали программу постепенного соединения традиционных элементов российского общества (общины) с либеральными ценностями (гражданское общество и пр.) Русские либералы занимались активной просветительской деятельностью. В разное время ими издавались журналы "Отечественные записки", "Вестник Европы", "Русская мысль"; газеты "Голос", "Молва", "Русские ведомости", "Земство", "Порядок". В конце 70х гг сформировалось нелегальное "Общество земского союза и самоуправления". Радикально настроенные деятели общества вели переговоры с революционерами о согласовании тактики в деле ограничения самодержавия, но после отказа последних прекратить террор разорвали с ними отношения. Кроме того, либералы использовали легальные общества, такие как Вольное экономическое общество, Московское юридическое общество и т.д. 3. Народническое движение. Идейными основоположниками были А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский, в 1850х-начале 60х гг разработавшие основные теоретические положения. Они были радикальными демократами, но стремились избежать насилия. Однако многие адепты народничества истолковали их теорию как призыв к народной революции. Основные идеи: - отрицание исторического значения капитализма и стремление не допустить его развития в России - стремление создать социалистическое общество как систему общественных отношений, основанную на справедливости и коллективизме - убеждение, что лишь в справедливом обществе существуют условия, обеспечивающие всестороннее развитие личности - идеализация крестьянской общины и надежды через нее прийти к социализму - представление о русском крестьянине-общиннике как человеке будущего, "социалисте по природе" - критика или даже отрицание государственности как формы общественного управления, отрицание значения политической борьбы за свободы и права личности Основные направления: а) Пропагандистское. П.Л.Лавров в своих работах "Исторические письма", "Программа <Вперед>", "Социальная революция и задачи нравственности" и др. определил следующие положения: - движущей силой истории являются критически мыслящие личности, т.е. интеллигенция - интеллигенция смогла появиться и умственно развиться, т.к. была освобождена от физического труда, который выполнял за нее народ, посему она должна вернуть народу этот долг - крестьянство не готово к социальной революции, поэтому задача интеллигенции – длительная пропаганда идеи социализма в народе, поскольку без нее выступления масс приму насильственные, бунтарские формы и не приведут к установлению гуманных социалистических отношений - для пропаганды и организации народных сил надо создать партию, объединяющую в своих рядах интеллигенцию и наиболее развитых представителей народа, продолжающую и после революции руководить строительством социализма - после победы народа необходимо сохранение "государственного элемента", роль которого будет уменьшаться по мере утверждения социалистических отношений - социалистическое общество может развиваться только при условии свободы личности, синтезе ее интересов с интересами коллектива, т.е. обеспечении солидарности в общественных формах б) Бунтарское (анархистское). М.А.Бакунин в работе "Государственность и анархия" доказывал, что: - главная несуществующая справедливость – социальное неравенство, а основным носителем и гарантом несправедливости является государство - цель борьбы - ликвидация существующего государства и недопущение создания нового - основное средство борьбы - революционный бунт народа; нужна агитация в целях осуществления немедленного восстания - после революционной ликвидации государственности и неравенства народ сам организуется в федерации общин уездов, губерний Российского, славянского мира. В результате будут созданы анархистские Соединенные Штаты Европы и всего мира в) Заговорщическое (бланкизм). П.Н.Ткачев: - крестьянство не готово ни к революции, ни к самостоятельному построению социалистического общества - нет смысла ни в пропаганде социализма, ни в агитации и призыве к бунту - самодержавие не имеет опоры ни в одном сословии русского общества, поэтому интеллигенция должна создать законспирированную партию, которая захватит власть, установит свою диктатуру и будет руководить социалистическим переустройством общества - для достижения поставленной цели необходимо использовать все методы, включая противозаконные и аморальные с точки зрения общества того времени Первые подпольные организации народников возникли в конце 50х-начале 60х гг: студенческий кружок в Харьковском университете (1856-1858гг), затем кружок пропагандистов в Москве во главе с П.Э. Аргиропуло и П.Г.Заичневским (1861г). Основные организации: а) "Земля и воля". 1861-1864гг. А.А.Слепцов, Н.А.Серно-Соловьевич, Н.Н.Обручев, В.С.Курочкин, Н.И.Утин. Главная цель - создание условий для революции, которая была намечена на 1863г Использовалась легальная нелегальная пропаганда, издавались прокламации. Во второй половине 1863г организация самораспустилась. б) "Ишутинцы". Студенты Московского университета во главе с Н.А.Ишутиным стали создавать артельные мастерские. Однако не смогли доказать преимущество коллективного труда над индивидуальным, поскольку делать ничего не умели. Внутри кружка возникло объединение с названием "АД", в которое входил Д.В.Каракозов, совершивший в 1866г покушение на Александра II. Он был повешен, а остальные члены кружка сосланы на каторгу и в ссылку. в) "Народная расправа". Создана в конце 60х гг С.Г.Нечаевым. "Цель оправдывает средства", отрицание любой морали. Ради интересов революционного дела он пошел на организацию коллективного убийства отказавшегося ему подчиняться студента И.И.Иванова. После раскрытия преступления Нечаев бежал в Швейцарию, но был выдан русским властям как политический преступник. г) "Большое общество пропаганды" (чайковцы). 1869-1874гг. М.А.Натансон, Н.В.Чайковский, С.Л.Перовская, С.М.Кравчинский, П.А.Кропоткин и т.д. Изучали социалистическую литературу. В 1874г участвовали в акции "хождение в народ". Свыше 3 тыс пропагандистов (в основном студенты и гимназисты) отправились в деревню для агитации восстания, пропаганды социализма и просто ознакомления с жизнью народа. Крестьяне акцию не оценили; полиция провела массовые аресты. д) "Земля и воля". 1876-1879гг. Партию создали народники, избежавшие арестов после "хождения". М.А.Натансон, А.Д.Михайлов, Г.В.Плеханов, Л.А.Тихомиров, Н.А.Морозов, С.Л.Перовская и пр. Перешли к "оседлой" пропаганде – стали создавать поселения народников в деревне. 6 декабря 1876г у Казанского собора в Петербурге устроили политическую демонстрацию. При участии наиболее политизированных рабочих создали а Петербурге "Северный союз русских рабочих" в 1876г. Первой же рабочей организацией в России стал "Южнорусский союз рабочих", созданный в 1875г народником Е.О.Заславским в Одессе. Землевольцы считали необходимым проводить организаторскую деятельность с целью передачи всей земли крестьянам на правах общинного владения, введения мирского самоуправлениядемократических свобод; а также акции по дезорганизации государства. В 2879г партия раскололась на сторонников пропаганды и продолжения борьбы за социалистические идеалы ("деревенщиков"), объединившихся во главе с В.Г.Плехановым в партию "Черный передел", и сторонников политической борьбы и достижения политической свободы как необходимого условия для социальной пропаганды ("политиков"), образовавших "Народную волю". е) "Народная воля". 1879-1882г. Ее возглавлял Исполнительный комитет, в который входили А.И.Желябов, А.Д.Михайлов, С.Л.Перовская, В.Н.Фигнер, Н.А.Морозов и др. Народовольцы ставили своей целью свержение монархии и революционный захват власти, созыв Учредительного собрания и передача власти избранникам народа, утверждение политических свобод, построение (в перспективе) общинного социализма. Основное средство - политический переворот с помощью армии и при поддержке народа. Постепенно главным средством политической борьбы стал террор. Предприняв несколько попыток, они наконец убили царя. Партия была разгромлена полицией. ж) "Черный передел". 1879-1882. Г.В.Плеханов., П.Б.Аксельрод, Л.Г.Дейч, В.И.Засулич. Задача - подготовка крестьянской революции при помощи пропаганда в деревне. В 1883г, разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмиграции, чернопередельцы перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу "Освобождении труда" - первую российскую социал-демократическую организацию. В 80-90х гг широкое распространение в интеллигентской среде получили идеи реформаторского народничества (В.П.Воронцов, И.И.Каблиц, Н.К.Михайловский и др.): - пытались обосновать преимущества мелкого производства, основанного на общинных или артельных началах; осуждали Капитализм - доказывали возможность мирного перехода к социализму в результате реформ - считали, что марксизм к крестьянской России неприменим - считали идеалом общественного устройства гармоничное сочетание свободы личности и общинной солидарности В итоге они выступали как против реакции, так и против революции, осуждали насильственные методы преобразований. 4. Зарождение русской социал-демократии. Причины: - разочарование части интеллигенции в идеологии народничества - нарастание с конца 70х гг выступлений рабочих - успехи социал-демократии и рабочего движения на Западе Группа "Освобождение труда" была создана в 1883г в Женеве Плехановым, Аксельродом, Засулич, Дейчем. Цель - подготовка социалистической пролетарской революции. Группа в основном занималась переводами на русский язык произведений Маркса и Энгельса, проводила анализ политических процессов в России с точки зрения марксизма. Плехановым были написаны первые русские марксистские работы "Социализм и политическая борьба", "Наши разногласия", в которых неизбежность разложения крестьянской общины и утверждение капитализма, определялась роль пролетариата для будущего России, выдвигалась задача создания социально-демократической партии. С конца 80х гг группа стала принимать участие в деятельности II Интернационала. Первые марксистские кружки в России возникли в 80е гг. Отдельными кружками и их объединениями руководили Д.И.Благоев, М.И.Брусне, Н.Е.Федосеев. Работа кружков сводилась к изучению марксистской литературы. Источник: | |
Просмотров: 1944 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |