Главная » Статьи » История России » История России (Лебедев В.Э.) | [ Добавить статью ] |
1. До конца XX века в гуманитарных науках преобладает описательные модели постижения истории, в рамках которых общество рассматривалось как закрытая система. С конца XX века начался переход и динамика модели постижения истории, в рамках которых общество изучается как открытая система, т.е. Во взаимодействии, с биосферой, с ноосферой и даже тем, что стоит за природой (некий абсолют, Бог). 1. Теория социальной пассионарности 2. Теория социокультурной динамики и генетики общества. 1. Теория социальной пассионарности. Применяется для изучения истории народов (этносов), возникновения и развития народов объясняется с помощью механизма мутаций (внезапное взрывоподобное изменение генофонда живых существ). Источники мутаций – хим. препараты, физ. космические мутагены (наиболее сильные) – субатомные частицы Н2 и Не2, возникающие в массовом масштабе во вселенной в результате взрыва сверхновых звезд; под воздействием избыточной биохимической энергии живые организмы имеют способность проявлять повышенную активность (страсть, «Passia» - лат). У человека повышенная активность проявляется в страсти к власти, к накоплению, к разрушению веры, или к утверждению таковой. Под воздействием повышенной биохим энергии в этносе в истории народов выделяет ряд этапов: 1. Пассионарный подъем – когда под воздействием полученной извне биохим энергии отдельные человеческие особи взаимодействуют, образуют некую целостность, которая устремляется к освоению окружающего географического пространства как своей среды обитания. 2. Акматический этап, когда в этносе наблюдается самый высокий уровень биохим энергии, который заставляет людей не считаться с общим установлениями, а следовать только собственной природе. В результате в истории народа происходят затяжные гражданские войны и др. кровопролития, что приводит к остыванию этноса. 3. Инерциональный этап (зрелый возраст этноса) когда по мере убывания биохим энергия у людей вновь возникает стремление к взаимному подчинению друг другу. В результате в истории народов начинается процесс государство образования и народы достигают вершины в развития их материальной и духовной культуры. 4. Этап обскурации (благородной старости) когда в результате значительного убывания биохим энергии этносы былым великим замыслам предпочитают обывательский покой. 5. Этап депопуляции, котором этносы сходят с исторической арены (византийцы), а другие возрождаются в новый народ (восточные славяне). Эти 5 этапов этногенеза укладываются в 12-15 веках. 2. Теория социокультурной динамики и генетики общества. 1. Все существовавшие и существующие цивилизации делят на 2 типа: традиционные (восточные) и либеральные (западные). Первоначально в мировой истории возникли традиционные цивилизации (с рубежа IV – III тыс. до н.э. на юге Междуречья, Тигра и Евфрата [Месопотамия] развивалась до 23 года шумерских цивилизаций; XXIII – XXII до н.э. Шумеро-Аккадская цивилизация; с XIX – VI до н.э. Шумерскую сменила Вавилонская цивилизация; а с XX – VII в до н.э. Шумеро-Аккадскую цивилизацию сменила Ассирийская; западнее Месопотамии – с XVII – XII в до н.э. живших Хеттов и Метаннийцев; со 2 половины III тыс. до н.э. – IV в до н.э. существовала Финикийская цивилизация; а с XII в до н.э. – по II в Древне-Иудейская цивилизация. Восток от Месопотамии – в начале III тыс. до н.э. возникла Древне-иудейская цивилизация; а тысячелетие спустя Древне-Китайская цивилизация). В начале I тыс. до н.э. в Средиземноморье возникла первая западная цивилизация – Древняя Греция, Древний Рим, составляющие понятие Античной цивилизации. Эконом основой трад цивил был феномен власти – собственности, т.е. у кого была власть, тот обладал и собственностью, а сама власть – собственность. Полит основа Востока – деспотии, власть одного лица, неограниченная законами, обожествленная и опирающаяся на административную и военную силы. Полит основа запада – был полис, гражданский коллектив мелких и средних земельных собственников. Эконом основа антич цивил – феномен собственности-власти, т.е. кто обладал властью одновременно был собственником. Россия в ходе своего исторического движения минула трад цивил, но не дошла до границ либеральной, ее динамика оказалась замкнутой между двумя типами цивилизаций. 2. Межцивилизационный. Характер истор движения России обусловил возникновение и действие в отечественной истории такого феномена, как социальный раскол, под которым понимается наличие 2 субкультур в рамках 1 истор культуры. Представители первой субкультуры, традиционалисты, ориентируются на общество коллективистского типа, строгую дисциплину и уравнительность, как принципы распределения. Представители 2 субкультуры, либералы, ориентируются на общество индивидуалистического типа, свободу личности и частную инициативу. 3. Соц. раскол обусловил господство в отечественной истории 2 типов мышления: традиционалисты мыслят категориями инверсионной ложки (инверсия – движение по типу маятника), в рамках которых при принятии решения бросаются из крайности в крайность; либералы мыслят категориями медиационного движения (медиум - средний), в рамках которого отыскивается средняя линия между крайностями. 4. Попытки России избавиться от соц. раскола обусловили сложн колебательное движение, которые отчерчивает Россия в историческом пространстве и времени. С монолита образов государства в отеч истории имели место 2 полных, глобальных инверсионных цикла: 1. 2 поло IX в – 1917г 2. 1917 – 1991 г. С 1991 только начался 3 глобальный инверсионный цикл, т.к. Россия в начале XXI века остается точно такой же, что и тысячу лет назад, т.к. страна находится в межцивилизационном пространстве. Источник: | |
Просмотров: 1023 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |