Главная » Статьи » История России » История России (Лебедев В.Э.) | [ Добавить статью ] |
Позитивный потенциал реформ: 1. При Петре началась европеизация России на основе использования западного опыта в области социального управления и военно-технической сфере 2. При Петре был подведен мощный экономический фундамент под развивающуюся русскую нацию на основе начавшейся индустриализации. 3. Первые шаги в области индустриализации и освоение западного опыта свидетельствовало о том, что в России при Петре впервые на практике началась социальная модернизация, т.е. ее отход от традиционализма в направлении современного типа развития Негативный потенциал реформ: 1. Европеизация не превратило ее в более передовую страну по меркам нового времени. России продолжала оставаться аграрной цивилизацией 2. Экономический прогресс был фактором, стимулировавшим регресс общества, что проявилось в усилении его закрепощения (при Петре доля крепостных крестьян составило 2/3 от их общей численности, что было самым высоким показателем за всю историю крепостнических отношений в России; усилилось закрепощение не только низов, но и верхов общества, т.к. численность помещичьих имений при Петре возросла почти в 2 раза) 3. Петровская модернизация, содействовавшая сохранению традиционных ценностей, определяется как консервативная модернизация, т.е. Россия при Петре, смотря вперед в сторону западного типа цивилизаций, фактически пятилась назад в направлении традиционных цивилизаций. Самым негативным последствием петровской модернизации было то, что социальный раскол достиг своих зрелых форм и стал предопределять в таком же качестве историческую динамику страны вплоть до сегодняшнего дня. Зрелые формы социального раскола обнаружились в следующем: 1. Раскол разделил власть и народ, т.к. петровские реформы создали возможность для постоянного обновления страны, но оно достигалось силами и средствами крепостничества за счет на рода 2. Раскол образовал культурную дистанцию между общественным верхом и низом, т.к. с XVIII века дворянская аристократия стала активно усиливать передовую западноевропейскую просветительскую идеологию, а крестьянства продолжало черпать знания о мире из Библии. В результате единая средневековая христианская культура раскололась на рационалистическую светскую культуру дворян и патриархальную религиозную культуру крестьян, а значит, по уровню образованности дворянство шагнуло в XVIII век, а крестьянство продолжало оставаться в XIV веке 3. Раскол проник в душу каждого отдельного человека, т.к. с петровских времен при официальной поддержке властей, стали разрушаться православные ценности (началось закрытие монастырей и гонение на монахов, было упразднено патриаршество, а для управления русской православной церковью в 1722 году был создан государственный коллективный орган - синод) и насаждение протестантских ценностей (практика богослужения и богословское образование на канонический для католической церкви латинский язык). В результате одно и то же священное писание в церкви звучало на латыни, а дома продолжали молиться на древнерусском языке, что подпитывало такой феномен в менталитете русского человека как двоеверие, который со временем трансформируется в двойной моральный стандарт личности (один для отношения в обществе, другой для поведения в быту) Зрелые формы социального раскола усилили дискомфорт русского общества и привели к развалу 4ую государственность. Источник: | |
Просмотров: 1719 | Комментарии: 1 | Теги: | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |