Главная » Статьи » История России » История России (Лебедев В.Э.) | [ Добавить статью ] |
Эпоха посвященного абсолютизма: подготовка условий для либеральной модернизации России(вторая половина XVIII - первая четверть XIX века) С развалом 4ой государственности завершилась гигантская инверсия в социально-культурном развитии страны, имевшая место со второй половины IX века. С середины XVIII века началась обратная инверсия. В правление Елизаветы Петровны (1741-1761) в России была отменена смертная казнь. В правление Петра III (декабрь 1761 – июнь 1762) был принят документ «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», в соответствии с которым дворяне получили право вступать и не вступать на государственную службу, по желанию выходить в отставку, выезжать заграницу и там наниматься на службу, т.е. государство от закрепощения общества переходит к его раскрепощению. Власть перестает смотреть на страну как на свою вотчину. На основе обратной инверсии сформировалась 3ая государственность позднего идеала всеобщего согласия, история которой пришлась на время правления Екатерины II (1762-1769) и ее внука Александра I (1801-1825). Конкретным историческим проявлением Зой государственности стал либерализм, как идейно-политическое течение, защищавшее права и свободы человека. Возникновение либерализма в России во второй половин XVIII века как явление духовной и социальной практики, было прежде всего результатом влияния западных идей на русскую культурную среду. Это влияние шло по двум каналам: 1. Просвещение. Это третий духовный переворот после возрождения и реформации в истории Европы при ее переходе от средневековья к новому времени. Просвещение возникло в XVII веке в Англии и достигло своего расцвета в XVIII веке во Франции (Вольтер, Дидро, Руссо и др.). К основным идеям просветителей относятся следующие: -идея о естественных правах человека, -идея о разделении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти -идея о торжестве закона в государстве (правового государства) -идея о верховенстве общества над государством (гражданского общества) и т.д. Екатерина II, задавшись целью преобразовать страну на либеральных началах в условиях отсутствия в России во второй половине XVIII века отечественной гуманитарной науке, обратилась к достижениям западноевропейских просветителей, и поэтому время ее правления называют эпохой просвещенного абсолютизма, сущность которого заключалась в использовании передовой западноевропейской идеологии для укрепления основ самодержавия и в оказании помощи дворянству, как социальной базе самодержавия в ее приспособлению к новым условиям, связанным с развитием буржуазных отношений. В результате просвещение и просвещенный абсолютизм находились в обратно пропорциональной зависимости. Просвещенный абсолютизм был нацелен на использование свободолюбивых идей для подпитки самодержавно-крепостнических отношений, а просвещение было сориентировано на обеспечивания свободы человека. Просвещение основывалось на рационалистической традиции, исходившей из того, что разум является основой познания и преобразования мира. 2. Противоположной просвещению была иррационалистическая традиция, признающая только веру в качестве источника освоения мира. На ее основе в начале XVII века в Англии возникло религиозно-мистическое учение и движение - масонство, которое в ЗОе году XVIII века стало проникать в Россию, а во второй половине XVIII века Москва и Петербург стали признанными центами масонского движения в мире. Масоны ставили своей елью объединить человечество в религиозном братском союзе и превратить историческое христианство в истинное христианство, под которым понимали нравственное самосовершенствование человека на его пути к Богу- А поскольку масоны ставили проблему свободы человека, постольку масонство было вторым источником формирования либерализма в России, ибо в нем указанная проблема являлась заглавной. Екатерина II и ее окружение не только увлекались либеральными идеями, но и предприняли попытку их внедрения в социальную практику по следующим направлениям: ü В 1764 году по инициативе императрицы была проведена секуляризация ряда церковных земель и одновременно освобождено около миллиона крепостных крестьян, принадлежавших церкви; ü
В
1767 году по инициативе Екатерины началась разработка нового свода законов
российского государства - соборного уложения, для чего была создана комиссия об
уложении, в которую вошли представители от разных социальных слоев и даже
крестьян, но не крепостных, т.е. власть вновь пошла на диалог с обществом. Для
теоретического обеспечивания работы комиссии Екатерина собственноручно написала
наказ, который на 2/3 представлял собой копию ряда трудов западноевропейских
просветителей. В частности в нем подчеркивалось, что государство существует для
народа, что в государстве должны торжествовать законы и впервые вводилось ü
В 1785 году Екатерина подписала жалованную
грамоту дворянству, в которой в общей итог Юридическая фиксация прав дворян на предпринимательскую деятельность способствовало тому, что с екатерининского времени из наиболее предприимчивых слоев дворян начинают интенсивно формироваться русская буржуазия. Не случайно, в 80-90е годы XVIII века в экономике России стал складываться буржуазный уклад. Освобожденное дворянство получило возможность появившийся у него досуг направлять на занятия наукой, искусством, образованием, и потому с екатерининского времени из наиболее образованных слоев дворян начинает интенсивно формироваться русская интеллигенция. До жалованной грамоты Екатерины юридическую фиксацию прав и привилегий в России имел только один человек — первое лицо. Жалованная грамота юридически оформила права и привилегии целого сословия, что положило начало формированию гражданского общества как системы связи независимых граждан. Однако с конца 80х годов Екатерина стала резко отходить от либерального курса в силу действия ряда причин: 1. При обращении Екатерины к достижениям западноевропейской науке русскую императрицу интересовали только выводы и результаты этой науки. Вне пол ее зрения оказывалось все то, что противоречило и не согласовывалось с ними - это здоровый народный консерватизм. 2. В России второй половины XVIII века отсутствовала социальная база для либерализма - предпринимательский слой, а дворянство неоднозначно восприняло либеральный курс императрицы. Аристократия поддержала его, а основная масса дворян — мелкопоместное дворянство - настороженно к нему относилось. 3. Потрясением для Екатерины была французская революция конца XVIII века, которая была реализацией на деле столь ей любимых либеральных идей, и которая привела на плаху французского короля Людовика XVI. Возможность подобной участи смутила Екатерину в пугачевском восстании 1773-1775 годов. Под влиянием этих причин была запрещена продажа западноевропейской просветительской литературы, начались гонения на русских просветителей и была запрещена деятельность масонских организаций. Попытку вернуться к либеральному курсу предпринял внук Екатерины II - Александр I. Идеологом Александровской либерализации выступил видный государственный деятель Сперанский, который ставил подлинно либеральные цели (превратить Россию в общество людей с равными гражданскими правами), но сделал акцент на административные средства их достижения и в частности в совершенствование государственного аппарата. В 1802-1811 годы по проекту Сперанского была проведена реорганизация высшей исполнительной власти на европейский манер, когда вместо петровских коллегий создавались министерства. В 1810 году был создан государственный совет, как законодательно-совещательный орган при императоре, т.е. законодательная власть как бы изымалась из рук первого лица. Акцент на административные средства достижения либеральных целей содействовал значительному численному росту бюрократического слоя, что в свою очередь вело к нарастанию авторитарной линии развития страны. В последнее пятилетие своего правления Александр I отошел от государственных дел, и реальная власть в стране сосредоточилась в руках военного министра Аракчеева, при котором вместо раскрепощения общества происходит усиление его закрепощения в связи с созданием военных поседений, в которых воинская служба сочеталась с хозяйственной практикой. Одновременно вместо поддержки курса на развитие образования начались гонения на либеральную профессуру, и вместо поддержки конституционной волны в Европе, Россия стала выступать ее жандармом. Нарастание авторитаризма сломало логику развития 5ой государственности и привело к ее развалу. Источник: | |
Просмотров: 1783 | Комментарии: 3
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |