Главная » Статьи » История России » История России (Лебедев В.Э.) | [ Добавить статью ] |
Однако цивилизационный выбор Руси осуществлялся не в одночасье. Она на пути к мировым цивилизациям прошла ряд этапов: 1. Время правления Владимира Святославовича (980-1015), когда в ходе христианизации Руси на уровне решения только первого лица был задан провизантийский вектор ее развития. 2. Время правления Святополка I (1015-1019), которые в борьбе за власть обратился за помощью к полякам, и впервые на Руси стола проникать западное влияние из Польши. 3. Время правления Ярослава Мудрого (1019-1054), при котором осуществлялся баланс прозападнической и провизантийской линий развития Руси. Ярослав был женат на дочери шведского короля. Выдал замуж своих дочерей и женил 5 из 6 своих сыновей на представителях зап правящих домов, что содействовало проникновению влияния запада на Русь. С другой стороны, при Ярославе в Киеве и Новгороде были возведены Софийские соборы, а повторное посвящение храма в честь богини мудрости подчеркивало едино верность Руси православной Руси православной Византии. Более того, при дворе Ярослава мирно уживались прозападническая партия, возглавляемая его старшим сыном Изяславом (1054 - 1078), и провизантийская партия, возглавляемая его младшим сыном Всеволодом (1078 - 1093). 4. Время правления Святополка II (1093-1113 гг.). Это время торжества провизантийской линии, когда на Руси к жизни были вызваны децентрализаторские тенденции. 5. Время правления Владимира Мономаха (1113-1125 гг.), при котором было созвано общерусское вече, где соборно была подтверждена приверженность Руси православной церкви, как равновеликой и единоверной державе. Таким образом, в результате окончательного выбора провизантийской линии развития был обеспечен цивилизационный взлет Руси во второй половине X - начале XII веков. Этнический. Со второй половины X века восточные славяне перевели свои отношения с соседними народами на суперэтнический уровень, т.е. они не только отразили внешний натиск (аваров, варяг, печенегов, половцев), но и вобрали соседние народы в свою этническую систему. В результате в середине XII века в понятие «Русская земля» входили фино-угры, балты, некоторые тюрко-язычные племена, северокавказские народы при ведущем восточнославянском этническом элементе, что привело к образованию древнерусской народности, в качестве этнической предпосылки для расцвета Древней Руси. Духовный. С обретение восточных славян своей письменности. Возникновение письменности считается второй после появления у человека членораздельной речи информационной революцией. Первая письменность возникла во второй половине III тысячелетия до н.э. в Древнем Египте, в конце III тысячелетия в Месопотамии, на рубеже II тысячелетия до н.э. в Древней Индии. Первая письменность была пиктографической и иероглифической, когда с помощью рисунков передавалась информация о предметах и понятиях. В начале II тысячелетия до н.э. у финикийцев возникла первая алфавитная письменность, когда с помощью абстрактных знаков передавалась информация о звуках. Финикийский алфавит состоял из 22 согласных букв. На его основе возникли все алфавиты народов современной Европы и Евразии. Первыми у финикийцев заимствовали алфавит древние греки, преобразовав часть согласных букв в гласные. На основе греческого алфавита возникла славянская письменность. В 863 году велико-моравский князь Ростислав в борьбе с католической Германией обратился за помощью к православной Византии, откуда в Великую Моравию были направлены 2 ученых монаха Кирилл и Мефодий. Византийские власти рассчитывали, что они станут проводниками греческого влияния в славянской среде, но эти ученые мужи повели борьбу за духовную самостоятельность славян. Ими была разработана на основе греческого письма одна из форм славянской письменности азбука для западных славян - глаголица. Одновременно Кирилл и Мефодий добились разрешения у Римского Папы вести богослужение не только на каноническом латинском, но и на славянском языках. После распада великой Моравии и смерти Кирилла и Мефодия их ученики переселились в Болгарию. Болгарского царя Симеона привлекла идея богослужение на славянском языке, но язык глаголицы был для Болгар непонятен. Они обратились ко второй форме славянской письменности - кириллице, разработанной на основе греческого классического письма и символов, отражавших чисто славянские звуки, т.е. кириллица, стала азбукой для южных славян. Из Болгарии кириллица пришла на Древнюю Русь, где на ее язык были переведены многие священные книги священного писания, и на языке кириллице стала осуществляться практика богослужения, что обеспечивало доступ восточных славян к высотам мировой культуры, и потому они были одним из самых образованных народов в мире, что подготовило духовные предпосылки для расцвета их цивилизации. Источник: | |
Просмотров: 2539 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |