Главная » Статьи » История Сибири » История Сибири | [ Добавить статью ] |
ИСТОРИЯ СИБИРСКОГО КАЗАЧЕСТВА, ИЛИ ОСВОЕНИЕ СИБИРИ АТАМАНОМ ЕРМАКОМ
ИСТОРИЯ СИБИРСКОГО КАЗАЧЕСТВА, ИЛИ ОСВОЕНИЕ СИБИРИ АТАМАНОМ ЕРМАКОМ Казаки атамана Ермака (1580-е гг.), сделав первые шаги в освоении бескрайних просторов Сибири, остались верны ей на протяжении всей эпопеи освоения. Несмотря на тяжелейшие условия своего похода, казаки решали, что лучше погибнуть от холода и голода, чем отступить. Лучше проявить храбрость и завоевать для Отечества могущественную Сибирь, заслужив тем самым вечную славу для себя. Для них Сибирь должна была стать частью России, где они будут ее представлять с полным правом и навсегда. Так в среде казаков атамана Ермака появилось чувство государственной ответственности за освоение территории и за жизнь народов, ее населяющих. Огромные просторы завоеванной Сибири, суровый климат накладывал особую миссию на казаков, которая выражалась в преемственности прошлого духовного опыта южного казачьего народа на только что зарождающийся сибирский народ. Они помнили завет отцов "Храни преданное тебе", поэтому добровольно брали на себя ответственность за сохранение наследия славного прошлого из жизни южных казаков до настоящего времени. После гибели атамана Ермака в 1584 году его дружина стала адаптироваться в сибирских просторах. Стали возникать семейные отношения с девушками местных аборигенов, при этом невесту обязательно крестили. Казаки передавали свои знания и умения местному населению, и сами учились выживать у них в суровых сибирских условиях, причем главными учителями для казаков становились их жены-сибирячки. Они учили мужей особенностям сибирского скотоводства, огородничества, земледелия. В это же время русская столица направила еще 300 стрельцов и казаков для поддержания царской власти в Сибири. С политической воли Бориса Годунова после 1600 года началось плановое переселение русичей к востоку от Урала. Сибирь стала обживаться, причем царское правительство проявляло очень высокую веротерпимость, на смене религий местным населением не настаивало, передавая это дело Церкви. Крещение местных жителей было обязательно только при заключении браков с русскими. В период Смуты вторжение русских на сибирские территории было спонтанным, хотя и более интенсивным. Возникали не только города, но и слободы, обособленные поселения, остроги, казенные станицы казаков. При городах стали возникать и национальные слободы. Зауральская вольница славянского населения, состоявшая большей частью из казаков, вызванная политическим кризисом Смутного времени, церковным расколом и послаблением административной власти, безусловно, повлияла на формирование своеобразного характера русских сибиряков. Сибирское казачество было неоднородным по своему этническому и социальному составу: в него верстались казаки и крестьяне из европейской части России, повстанцы с Дона, польские конфидераты, пленные наполеоновской армии, обращенные в христианскую веру местные народы и прочие. Но ядро его составляли восточнославянские народы, среди которых доминировали русские. Кроме "государевой службы" (главной обязанности), сибирские казаки занимались земледелием, животноводством, рыболовством, охотой, пчеловодством. Специфические функции и образ жизни по унаследованному от южных казаков Казачьему Уставу, определенная близость к главе государства способствовали некоторой обособленности и привилегированности казаков. Казачество, по сравнению с крестьянством, было более зажиточным и образованным, тяготело к городской культуре и православной вере. Важными для казаков являлись представления о личной свободе и независимости, понятия чести и преданности воинскому долгу, патриотизм, служение Богу и Отечеству. Характерными чертами для сибирских казаков были вольность, достоинство, умение гулять (разгульность), хозяйственность, мужественность, откровенность и прямота, чувство юмора и стремление сохранять христианский уклад жизни. Большое значение в становлении сибирского казачества имело старообрядчество. Бегущие от мира подвижники старой веры могли выжить только в упорном труде и духовной истовости, в вере. Прежде необжитые земли превращались через какое-то время в образцовые поселения. Благодаря старообрядцам и казакам Сибирь сохраняла традиционные аскетические христианские формы жизни, сохраняла двуперстие, как истинный русский крест, которым крестились все первые русские святые и государи. Именно в Сибири устояла разрушенная в 1649г. соборным уложением русская община. Здесь с новой силой проявилась сплоченность общин разных сословий, не пропустившая в Сибирь крепостнические отношения и наследственное дворянство. Эта сплоченность, восходящая к древним русским православным и казачьим традициям создала совершенно новый тип русского характера с присущими только ему духовно-ценностными и технологическими качествами. Так сформировался образ нового человека – сибиряка. Сибиряк – это, прежде всего личностный культурно-психологический образ творца и носителя сибирской культуры. Образ русобородого сибиряка-крепыша нес в себе два основных человеческих качества: надежность и природолюбие, основной установкой которого был поиск социального и природного согласия при устройстве жизни. Таким образом, в истории освоения Сибири сложились две линии: первая – официальная государственная, осуществлявшаяся первоначально силами казачества; вторая, которая возникла в результате борьбы с государственной и церковной властью реформаторов, – старообрядцы. Обе силы заложили основы сибирской культуры и определили ее специфические черты. Казаки строили остроги и города, укрепляли власть России в регионе, показывая мужество и ответственность воинского духа. Старообрядцы показали особую твердость христианского духа, трудолюбие и ответственность за свои дела. Высшие государственные чиновники старались не вмешиваться в глубинные сферы жизни сибирского общества, и чтобы избежать непредсказуемых последствий от вмешательства, постепенно стали смешивать казаков приверженцев старой веры и казаков единоверцев, чтобы сгладить противостояние между православными и старообрядцами. Это смешение осуществлялось за счет добровольного переселения казаков единоверцев из центральной России, а также из казаков разоренной Сечи, Дона и Кубани. Казаки-переселенцы по казачьей традиции строили единоверческие и православные храмы, содержание которых считали честью для себя. Тем самым они не делали никакого различия между православными, старообрядцами или единоверцами, и все считали себя православными, так как исповедали единую православную веру. Сибирь явила истории яркий пример мирного взаимодействия представителей разных религий и культур. Источник: http://www.mpcentre.ru | |
Просмотров: 5064 | Комментарии: 3
| Теги: |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||