Главная » Статьи » История России » Лекции по истории России [ Добавить статью ]

Общественное движение второй четверти 19 века

Общественное движение второй четверти XIXв.


Факторы развития: - кризис крепостнического строя
- развитие образования и просвещения
- неготовность и неспособность правительства Николая I осуществить коренные
реформы
- реакционный курс внешней политики
- влияние опыта общественного и экономического развития западных стран
- влияние социальных, политических и философских идей западных мыслителей
- идеи и опыт декабристов

Основные организации конца 20х-начала 30х гг.

1. "Общество любомудрия". 1823-начало30х гг. Литературно-философский кружок, возникший в Москве. В него в разные периоды входили В.Ф.Одоевский, А.И.Комелев, И.В.Киреевский, Н.М.Рожалин, С.П.Шевырев, В.П.Титов и пр. представители элитной дворянской молодежи. Его лидером был Д.В.Веневитинев (умер в 1827г). Члены кружка пытались с помощью философской системы Шеллинга осмыслить историческое предназначение России, видели свою задачу в построении мировоззренческой основы русской культуры и истории.
2. Кружок братьев Критских. 1826-1827гг. Состоял из 6 человек. Его члены анализировали историю и перспективы развития России и мечтали об уничтожении крепостничества. Был разгромлен властями.
3. Сунгуровское общество. 1831г. Состоял из 26 человек. Его руководителями были Н.П.Сунгуров, Я.И.Костенецкий, А.Ф.Кноблох. Общество планировало подготовить вооруженное восстание с привлечением рабочих московских фабрик и городской "черни". Члены кружка были арестованы.
4. Студенческий кружок А.И.Герцена и Н.П.Огарева. 1831-1834гг. Участники: Н.И.Сазонов, Н.М.Сатин, А.Н.Савич, Н.Х.Кетчер и другие студенты Московского университета. Критически оценивали существовавший строй, изучали труды французского социалиста К.А.Сен-Симона, проповедовали ненависть к политическому произволу, декламировали запрещенные стихи и пьянствовали. В 1834г Герцен, Огарев и некоторые другие участники кружка были арестованы и сосланы в отдаленные губернии.
Общественное движение 30х гг.

1. Деятельность кружка Н.В.Станкевича. 1831-1839гг. В разные годы входили: М.А.Бакунин, В.Г.Белинский, В.П.Боткин, К.С.Аксаков, А.И.Герцен, Т.Н.Грановский, М.Н.Катков, Ю.Ф.Самарин и др. Изучали философские системы Фихте, Гегеля, Шеллинга, пытались с их помощью объяснить развитие России.
2. Консервативное направление. Оформилось в идейном отношении раньше других течений. Оно было призвано обосновать незыблемость существующих в России порядков и противостоять распространению идущих с Запада идей.
Его наиболее значительными представителями стали историк М.П.Погодин, философ С.П.Шевырев, известные журналисты Я.И.Греч и Ф.В.Булгарин. Опираясь на некоторые мысли Н.М.Карамзина об исторических особенностях России, Погодин в середине 20х гг предложил концепцию самобытности России. История страны основана на "вечном начале. русском духе", который воплощается в православии и самодержавии. Крепостничество рассматривается им как система отношений, обеспечивающая органическую связь между землевладельцем и крестьянами. Шевырев доказывал ложность католичества и протестантизма, превозносил православие как "истинное просвещение", обеспечивающее мирное развитие России.
Президент Академии наук С.С.Уваров, ставший в 1834г министром народного просвещения, используя некоторые положения из работ Карамзина и Погодина, в 1832г сформулировал основы теории, которая преследовала цель воспитания юношества в национальном духе, была призвана обосновать самобытность России и ее превосходство над Западом. Суть ее заключалась в том, что "самодержавие, православие и народность" как основы русской истории обеспечивают благоденствие и могущество России, мир между сословиями и защиту от тлетворных революционных идей Запада. Все это дополнялось тезисом о необходимости развития европейского образования.
В 1836г в журнале "Телескоп" было опубликовано письмо П.Я.Чаадаева, ставшее своеобразным ответом на пропаганду теории "официальной народности". Чаадаев оценил особенный путь развития России как обрекающий ее на отсталость, политическое и духовное рабство. Причиной тому он считал изоляцию России от Европы, вызванную принятием православной формы христианства. Автор письма был объявлен антипатриотом, русофобом и вовсе умалишенным и долго находился под надзором полиции.
Общественное движение 40х гг.

1. Славянофильство. Появилось в начале 40х гг. Его идеологами были литераторы и философы А.С.Хомяков, братья И.В. и П.В.Киреевские, К.С и И.С.Аксаковы, Ю.Ф.Самарин и др.
Основные положения: - важнейшей характеристикой российского общества и государства является народность, а в основе самобытного российского пути развития лежат православие, община и национальный русский характер - в допетровской России власть находилась в гармонии с народом в противоположность Европе, где обострялись социальные конфликты; самодержавие избавляло общество от политической борьбы - основы русской общественной жизни заключаются в общинном строе в деревне, коллективизме, соборности - Россия развивается ненасильственным путем - в России духовные устремления преобладают над материальными ценностями - Петр I насильственными методами внедрял опыт, механически заимствованный у Запада, что привело к нарушению естественного характера развития России, законсервировало крепостничество и породило социальные конфликты
Цели: ликвидировать крепостное право, сохранив при этом общину и патриархальный уклад жизни. Для определения пути дальнейшего развития необходимо созвать Земский собор.
Отрицали революцию и радикальные реформы, считая возможным лишь постепенные преобразования, проводимые сверху. Ограничивались творческой и публицистической деятельностью.
2. Западничество. Оформилось в работах и деятельности историков, юристов и литераторов Т.Н.Грановского, К.Д.Кавелина, П.В.Анненкова, Б.Н.Чичерина, С.М.Соловьева, В.Г.Белинского.
Основные идеи: - Россия, развивающаяся по универсальным законам истории, отстает от Запада и сохраняет ряд национальных особенностей
- необходимо ликвидировать историческое отставание, сохранив при этом национальную идентичность
- в России следует утвердить либеральные идеалы свободы личности, гражданского
общества и просветив народ установить конституционную монархию
- важно развивать рыночные отношения, предпринимательство, промышленность и торговлю, принять законы, защищающие частную собственность
- необходимо отменить крепостное право, передать крестьянам землю за выкуп
- следует развивать образование и распространять научные знания
Свою публицистическую, научную и преподавательскую деятельность они направляли на формирование общественного мнения для подготовки преобразований. Единственно возможным средством обновления России считали реформы сверху.
3. Революционная демократия. Совмещение ряда идей западничества, славянофильства и европейского социализма. Цель - создание социализма. Велись споры о предпочтительности радикальных реформ или народной революции.
Теория "русского общинного социализма" 9народничество). Основоположником теории выступил А.И.Герцен, другими идеологами - Н.Г.Чернышевский, Н.П.Огарев, Н.А.Добролюбов, М.А.Бакунин, которые ставили своей целью "достижение социализма как общества справедливости".
Основные идеи: - достичь цели можно, опираясь на сельскую общину с ее коллективизмом и самоуправлением
- необходимо двигаться по некапиталистическому пути - от крепостничества к социализму
- крепостничество, "немецкая монархия", патриархальные порядки самой общины душат инициативу и свободу личности
- желательно избежать кровавой революции, а преобразования провести с помощью радикальных реформ
- следует ввести гражданские свободы и демократическое правление
В.Г.Белинский занимался публицистической работой и литературной критикой. Герцен издавал в Лондоне газету "Колокол", в которой критиковал русскую действительность и обосновывал теорию "русского социализма". Бакунин участвовал в европейских революциях 1848-1849гг, работал в Первом Интернационале, создал на Западе ряд революционных организаций, стал теоретиком анархизма. Чернышевский развивал и пропагандировал идеи "русского социализма".
4. Петрашевцы. 1845-1849гг. Члены кружка, собиравшегося на квартире М.В.Буташевича-Петрашевского (Н.А.Спешнев, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.Н.Плещеев, Ф.М.Достоевский и др.) говорили о необходимости отмены крепостного права, изучали произведения Ж.Фурье и других европейских социалистов. Часть их склонялась к идее создания тайного общества и подготовки народного восстания. Однако все ограничивалось лишь теоретическими дискуссиями и издательской деятельностью. В 1849г кружок был разгромлен.

Источник:
Категория: Лекции по истории России | Добавил: Admin (28.01.2012) | Автор: E W
Просмотров: 3380 | Комментарии: 0 | Теги: История | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0