Главная » Статьи » История России » История России (Лебедев В.Э.) [ Добавить статью ]

Теоретический метод к постижению истории

1. До конца XX века в гуманитарных науках преобладает описательные модели постижения истории, в рамках которых общество рассматривалось как закрытая система. С конца XX века начался переход и динамика модели постижения истории, в рамках которых общество изучается как открытая система, т.е. Во взаимодействии, с биосферой, с ноосферой и даже тем, что стоит за природой (некий абсолют, Бог).

 В современной истории 2 модели для науки:

1. Теория социальной пассионарности

2. Теория социокультурной динамики и генетики общества.

 

1. Теория социальной пассионарности.

Применяется для изучения истории народов (этносов), возникновения и развития народов объясняется с помощью механизма мутаций (внезапное взрывоподобное изменение генофонда живых существ). Источники мутаций – хим. препараты, физ. космические мутагены (наиболее сильные) – субатомные частицы Н2 и Не2, возникающие в массовом масштабе во вселенной в результате взрыва сверхновых звезд; под воздействием избыточной биохимической энергии живые организмы имеют способность проявлять повышенную активность (страсть, «Passia» - лат). У человека повышенная активность проявляется в страсти к власти, к накоплению, к разрушению веры, или к утверждению таковой. Под воздействием повышенной биохим энергии в этносе в истории народов выделяет ряд этапов:

1. Пассионарный подъем – когда под воздействием полученной извне биохим энергии отдельные человеческие особи взаимодействуют, образуют некую целостность, которая устремляется к освоению окружающего географического пространства как своей среды обитания.

2. Акматический этап, когда в этносе наблюдается самый высокий уровень биохим энергии, который заставляет людей не считаться с общим установлениями, а следовать только собственной природе. В результате в истории народа происходят затяжные гражданские войны и др. кровопролития, что приводит к остыванию этноса.

3. Инерциональный этап (зрелый возраст этноса) когда по мере убывания биохим энергия у людей вновь возникает стремление к взаимному подчинению друг другу. В результате в истории народов начинается процесс государство образования и народы достигают вершины в развития их материальной и духовной культуры.

4. Этап обскурации (благородной старости) когда в результате значительного убывания биохим энергии этносы былым великим замыслам предпочитают обывательский покой.

5. Этап депопуляции, котором этносы сходят с исторической арены (византийцы), а другие возрождаются в новый народ (восточные славяне).

 

Эти 5 этапов этногенеза укладываются в 12-15 веках.

 

2. Теория социокультурной динамики и генетики общества.

1. Все существовавшие и существующие цивилизации делят на 2 типа: традиционные (восточные) и либеральные (западные).

Первоначально в мировой истории возникли традиционные цивилизации (с рубежа IVIII тыс. до н.э. на юге Междуречья, Тигра и Евфрата [Месопотамия] развивалась до 23 года шумерских цивилизаций; XXIIIXXII до н.э. Шумеро-Аккадская цивилизация; с XIXVI до н.э. Шумерскую сменила Вавилонская цивилизация; а с XXVII в до н.э. Шумеро-Аккадскую цивилизацию сменила Ассирийская; западнее Месопотамии – с XVIIXII в до н.э. живших Хеттов и Метаннийцев; со 2 половины III тыс. до н.э. – IV в до н.э. существовала Финикийская цивилизация; а с XII в до н.э. – по II в Древне-Иудейская цивилизация. Восток от Месопотамии – в начале III тыс. до н.э. возникла Древне-иудейская цивилизация; а тысячелетие спустя Древне-Китайская цивилизация).

В начале I тыс. до н.э. в Средиземноморье возникла первая западная цивилизация – Древняя Греция, Древний Рим, составляющие понятие Античной цивилизации.

Эконом основой трад цивил был феномен власти – собственности, т.е. у кого была власть, тот обладал и собственностью, а сама власть – собственность.

Полит основа Востока – деспотии, власть одного лица, неограниченная законами, обожествленная и опирающаяся на административную и военную силы.

Полит основа запада – был полис, гражданский коллектив мелких и средних земельных собственников. Эконом основа антич цивил – феномен собственности-власти, т.е. кто обладал властью одновременно был собственником.

Россия в ходе своего исторического движения минула трад цивил, но не дошла до границ либеральной, ее динамика оказалась замкнутой между двумя типами цивилизаций.

 

 

2. Межцивилизационный.

Характер истор движения России обусловил возникновение и действие в отечественной истории такого феномена, как социальный раскол, под которым понимается наличие 2 субкультур в рамках 1 истор культуры. Представители первой субкультуры, традиционалисты, ориентируются на общество коллективистского типа, строгую дисциплину и уравнительность, как принципы распределения. Представители 2 субкультуры, либералы, ориентируются на общество индивидуалистического типа, свободу личности и частную инициативу.

 

3. Соц. раскол обусловил господство в отечественной истории 2 типов мышления: традиционалисты мыслят категориями инверсионной  ложки (инверсия – движение по типу маятника), в рамках которых при принятии решения бросаются из крайности в крайность; либералы мыслят категориями медиационного движения (медиум - средний), в рамках которого отыскивается средняя линия между крайностями.

 

4. Попытки России избавиться от соц. раскола обусловили сложн колебательное движение, которые отчерчивает Россия в историческом пространстве и времени. С монолита образов государства в отеч истории имели место 2 полных, глобальных инверсионных цикла:

1.       2 поло IX в – 1917г

2.       1917 – 1991 г.

С 1991 только начался 3 глобальный инверсионный цикл, т.к. Россия в начале XXI века остается точно такой же, что и тысячу лет назад, т.к. страна находится в межцивилизационном пространстве.



Источник:
Категория: История России (Лебедев В.Э.) | Добавил: Admin (12.01.2012) | Автор: Лебедев Виктор Эдуардович E W
Просмотров: 511 | Комментарии: 1 | Теги: История | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0