Главная » Статьи » История России » История России (Лебедев В.Э.) [ Добавить статью ]

Средне восточный Запад как историческое пространство на рубеже ХIII-XIV - начала XVII ве­ков

Средне восточный Запад как историческое пространство на рубеже XIII-XIV - начала XVII ве­ков

 

В истории средневековой Европы выделяют 3 периода:

1.                  1 .Раннесредневековый  (V-Х века)

2.                  2.Классическое средневековье (Х-ХV века)

3.                  Позднее средневековье (XV — середина XVII веков)

 

В период раннего средневековья в результате нашествия варварских германоязычных племен в пределы Римской империи, разрушилась античная цивилизация (разрушились римские города, закрывались римские школы; была забыта латынь, достижения древнегреческих мыслителей и др.). Поэтому раннее средневековье называют «Темными веками»; однако это не было время настоящего мрака, сколько перемен, когда закладывались основы средневековья и даже совре­менная европейская цивилизация. Этому во многом содействовал романо-язычный синтез, т.е. синтез римской и германской исторических культур, который проявился в следующем:

1.                                          На основе романо-варварского синтеза формировалась правовая культура Европы. Все вар­варские племена принесли письменные конституции на основе римского права как право част­ной., собственности и почему, хотя в средневековой Европе господствующим было канониче­ское право как право управления, римское право не было забыто для Европы.

2.                                          На основе романо-варварского синтеза шел процесс государственного строительства в Средневековой Европе. На развалинах римской империи первоначально возникли варварские коро­левства (вестготы в Испании, остготы в Италии, бургунды - между Рейном и Альпами, англы и саксы в Англии). Наиболее многочисленные и воинственные из германцев, франки, сумели в конце V века объединить многие варварские королевства в единое Франкское государство, ко­
торое в 800 году стало империей, а в середине IX века эта империя распалась, и на ее развали­нах стали возникать современные западноевропейские государства: Франкская империя в за­падной и Византийская в восточной, то к концу раннего средневековья их насчитывалось более 20.

 

Таким образом, благодаря романо-варварскому синтезу, достижения античной цивилизации были не забыты, а трансформированы через средневековье к современной Европе.

 

В период классического средневековья были заложены основы средневековой европейской ци­вилизации:

*                                         средневековой общество было универсалистским, т.к. католическая церковь стремилась под своей крышей объединить весь христианский мир. Под влиянием универсалистских устремлений католическая церковь в XV веке стали формироваться европейские центральные государст­ва (в Англии при Генрихе VII Тореадоре, во Франции при Людовике XI, в Испании при Изабелле Кастильской и Фернандте Орагоском).

*                                         средневековое общество было иерархичным, т.к. оно имело сословный характер и каждое со­словие выполняло определенный вид государственных повинностей (крупные землевладельцы управляли обществом, средние и мелкие землевладельцы служили орудием управления и несли военную службу, а ремесленники и крестьяне были основным податным сословием).

*                                         средневековое общество было корпоративным, т.к. человек в средние века не рассматривался в качестве самоценности, а растворялся в каком-либо типе корпорации (в сельской общине, ры­царских и монашеских орденах, купеческой гильдии, ремесленных цехах и т.д.)

*                                         средневековое общество было теоцентричным, т.к. религия и церковь определяли его духов­ное развитие

 

Таким образом, католическая церковь, будучи духовным и социально-политическим интеграто­ром средневековой европейской цивилизации, играло неоднозначную роль. С одной стороны, она дала Европе идею объединения и вносило в общество дух законности, ибо с средневековой Европе господствовавшим было каноническое право, носителем которого выступали иерархи католической церкви. С другой стороны, католическая церковь не признавала права националь­ных государств, значения национальных церквей и роль национальных языков. В результате к рубежу XIII - XIV веков обозначилось противоречие между универсалистскими устремлениями католической церкви и новой силой молодых национальных государств. Это противоречие на­шло проявление в конфликте Римского папы Бонифация VIII и французского короля Филиппа IV, в котором впервые за последние столетия победу одержала светская власть. Филиппу IV удалось разгромить ряд влиятельных католических орденов, сместить Бонифация VIII и назна­чить своего ставленника на роль римского первосвященника и переместить резиденцию рим­ских пап на юг Франции, где она просуществовала до конца XIV века

 

Падение авторитета римских пап нарушило всю структуру средневекового общества.

 

В духовной сфере получили распространение еретические движения, ратовавшие за поиск соб­ственного Бога в собственной душе.

 

В социально-политической сфере человек перестал представлять тот или иной союз, а стал вы­ступать как индивидуальный подданный государя.

 

В экономической сфере произошел переход от работы на заказ к работе на рынок и был снят запрет на взимание процентов как условие получения прибыли.

 

Все эти изменения привели средневековую цивилизацию к ее завершающему этапу истории -позднему средневековью, которое характеризовалось двумя феноменами: возрождением и ре­формацией.

1. Возрождение возникло в первой четверти XIV века и быстро распространилось по Европе. Внешне оно представляло собой страстную ностальгию по всему античному (возрождался ин­терес к латинскому языку, достижениям древнегреческих мыслителей, античному искусству и т.д.). Однако, более чем тысячелетнее господство христианства не прошло бесследно и поэтому человек эпохи возрождения был раздвоенным. С одной стороны, он, подобно античному чело­веку, продолжал придаваться духовным исканиям. Эта раздвоенность наиболее отчетливо об­наружилась в искусстве. Античный архитектурный стиль назывался классическим и характери­зовался как бы совершенными закругленными формами. Средневековый архитектурный стиль назывался готическим и характеризовался как бы несовершенными заостренными формами. Все средневековые храмы, устремясь ввысь, как бы застыли в своей тоске по внеземному со­вершенству, подчеркивая несовершенство земной жизни

2. Реформация возникла в начале XIV века в Германии. Ее результатом было появление третьего направления в христианстве - протестантизма в его национальных формах (лютеран­ство - Германия, кальвинизм - Швейцария, английская церковь - Англия, гугеноты - Франция). Протестантизм стимулировал формирование европейского индивидуализма, т.к. в нем спасение человека достигается не добрыми делами и не таинствами церкви, а есть награда за личную ве­ру каждого в спасительную миссию Христа. В результате отрицается необходимость сложной церковной иерархии вплоть до римского папы, т.е. провозглашается непосредственная духов­ная связь человека и Бога. Протестантизм стимулировал невмешательство церкви в дела госу­дарства, т.к. в нем вера признается личным делом каждого и дается духовная санкция на взима­ние процентов, как условие получения прибыли. Протестантизм стимулировал формирование трудовой этики реформации, согласно которой успех и неуспех человека в практической дея­тельности его богоизбранности или богоотверженности, а значит, протестантизм как бы осве­щал становление европейского капитализма. Таким образом, порождение и реформация закла­дывали духовные предпосылки для развертывания предпринимательского потенциала лично­сти, что благоприятельствовало отходу Европы от традиционализма в направлении современ­ного типа развития.



Источник:
Категория: История России (Лебедев В.Э.) | Добавил: Admin (12.01.2012) | Автор: E W
Просмотров: 477 | Комментарии: 1 | Теги: История, Россия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0