Главная » Статьи » История России » История России (Лебедев В.Э.) | [ Добавить статью ] |
Средне восточный Запад как историческое пространство на рубеже XIII-XIV - начала XVII веков В истории средневековой Европы выделяют 3 периода: 1. 1 .Раннесредневековый (V-Х века) 2. 2.Классическое средневековье (Х-ХV века) 3. Позднее средневековье (XV — середина XVII веков) В период раннего средневековья в результате нашествия варварских германоязычных племен в пределы Римской империи, разрушилась античная цивилизация (разрушились римские города, закрывались римские школы; была забыта латынь, достижения древнегреческих мыслителей и др.). Поэтому раннее средневековье называют «Темными веками»; однако это не было время настоящего мрака, сколько перемен, когда закладывались основы средневековья и даже современная европейская цивилизация. Этому во многом содействовал романо-язычный синтез, т.е. синтез римской и германской исторических культур, который проявился в следующем: 1. На основе романо-варварского синтеза формировалась правовая культура Европы. Все варварские племена принесли письменные конституции на основе римского права как право частной., собственности и почему, хотя в средневековой Европе господствующим было каноническое право как право управления, римское право не было забыто для Европы. 2.
На
основе романо-варварского синтеза шел процесс государственного строительства в
Средневековой Европе. На развалинах римской империи первоначально возникли
варварские королевства (вестготы в Испании, остготы в Италии, бургунды - между
Рейном и Альпами, англы и саксы в Англии). Наиболее многочисленные и
воинственные из германцев, франки, сумели в конце V века объединить многие
варварские королевства в единое Франкское государство, ко Таким образом, благодаря романо-варварскому синтезу, достижения античной цивилизации были не забыты, а трансформированы через средневековье к современной Европе. В период классического средневековья были заложены основы средневековой европейской цивилизации: средневековой общество было универсалистским, т.к. католическая церковь стремилась под своей крышей объединить весь христианский мир. Под влиянием универсалистских устремлений католическая церковь в XV веке стали формироваться европейские центральные государства (в Англии при Генрихе VII Тореадоре, во Франции при Людовике XI, в Испании при Изабелле Кастильской и Фернандте Орагоском). средневековое общество было иерархичным, т.к. оно имело сословный характер и каждое сословие выполняло определенный вид государственных повинностей (крупные землевладельцы управляли обществом, средние и мелкие землевладельцы служили орудием управления и несли военную службу, а ремесленники и крестьяне были основным податным сословием). средневековое общество было корпоративным, т.к. человек в средние века не рассматривался в качестве самоценности, а растворялся в каком-либо типе корпорации (в сельской общине, рыцарских и монашеских орденах, купеческой гильдии, ремесленных цехах и т.д.) средневековое общество было теоцентричным, т.к. религия и церковь определяли его духовное развитие Таким образом, католическая церковь, будучи духовным и социально-политическим интегратором средневековой европейской цивилизации, играло неоднозначную роль. С одной стороны, она дала Европе идею объединения и вносило в общество дух законности, ибо с средневековой Европе господствовавшим было каноническое право, носителем которого выступали иерархи католической церкви. С другой стороны, католическая церковь не признавала права национальных государств, значения национальных церквей и роль национальных языков. В результате к рубежу XIII - XIV веков обозначилось противоречие между универсалистскими устремлениями католической церкви и новой силой молодых национальных государств. Это противоречие нашло проявление в конфликте Римского папы Бонифация VIII и французского короля Филиппа IV, в котором впервые за последние столетия победу одержала светская власть. Филиппу IV удалось разгромить ряд влиятельных католических орденов, сместить Бонифация VIII и назначить своего ставленника на роль римского первосвященника и переместить резиденцию римских пап на юг Франции, где она просуществовала до конца XIV века Падение авторитета римских пап нарушило всю структуру средневекового общества. В духовной сфере получили распространение еретические движения, ратовавшие за поиск собственного Бога в собственной душе. В социально-политической сфере человек перестал представлять тот или иной союз, а стал выступать как индивидуальный подданный государя. В экономической сфере произошел переход от работы на заказ к работе на рынок и был снят запрет на взимание процентов как условие получения прибыли. Все эти изменения привели средневековую цивилизацию к ее завершающему этапу истории -позднему средневековью, которое характеризовалось двумя феноменами: возрождением и реформацией. 1. Возрождение возникло в первой четверти XIV века и быстро распространилось по Европе. Внешне оно представляло собой страстную ностальгию по всему античному (возрождался интерес к латинскому языку, достижениям древнегреческих мыслителей, античному искусству и т.д.). Однако, более чем тысячелетнее господство христианства не прошло бесследно и поэтому человек эпохи возрождения был раздвоенным. С одной стороны, он, подобно античному человеку, продолжал придаваться духовным исканиям. Эта раздвоенность наиболее отчетливо обнаружилась в искусстве. Античный архитектурный стиль назывался классическим и характеризовался как бы совершенными закругленными формами. Средневековый архитектурный стиль назывался готическим и характеризовался как бы несовершенными заостренными формами. Все средневековые храмы, устремясь ввысь, как бы застыли в своей тоске по внеземному совершенству, подчеркивая несовершенство земной жизни 2. Реформация возникла в начале XIV века в Германии. Ее результатом было появление третьего направления в христианстве - протестантизма в его национальных формах (лютеранство - Германия, кальвинизм - Швейцария, английская церковь - Англия, гугеноты - Франция). Протестантизм стимулировал формирование европейского индивидуализма, т.к. в нем спасение человека достигается не добрыми делами и не таинствами церкви, а есть награда за личную веру каждого в спасительную миссию Христа. В результате отрицается необходимость сложной церковной иерархии вплоть до римского папы, т.е. провозглашается непосредственная духовная связь человека и Бога. Протестантизм стимулировал невмешательство церкви в дела государства, т.к. в нем вера признается личным делом каждого и дается духовная санкция на взимание процентов, как условие получения прибыли. Протестантизм стимулировал формирование трудовой этики реформации, согласно которой успех и неуспех человека в практической деятельности его богоизбранности или богоотверженности, а значит, протестантизм как бы освещал становление европейского капитализма. Таким образом, порождение и реформация закладывали духовные предпосылки для развертывания предпринимательского потенциала личности, что благоприятельствовало отходу Европы от традиционализма в направлении современного типа развития. Источник: | |
Просмотров: 905 | Комментарии: 1
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |