Главная » Статьи » История России » История России (Лебедев В.Э.) [ Добавить статью ]

Реформы Петра 1

Позитивный потенциал реформ:

1.                              При Петре началась европеизация России на основе использования западного опыта в области социального управления и военно-технической сфере

2.                              При Петре был подведен мощный экономический фундамент под развивающуюся русскую нацию на основе начавшейся индустриализации.

3.                              Первые шаги в области индустриализации и освоение западного опыта свидетельствовало о том, что в России при Петре впервые на практике началась социальная модернизация, т.е. ее отход от традиционализма в направлении современного типа развития

 

Негативный потенциал реформ:

1.                              Европеизация не превратило ее в более передовую страну по меркам нового времени. России продолжала оставаться аграрной цивилизацией

2.                              Экономический прогресс был фактором, стимулировавшим регресс общества, что прояви­лось в усилении его закрепощения (при Петре доля крепостных крестьян составило 2/3 от их общей численности, что было самым высоким показателем за всю историю крепостнических отношений в России; усилилось закрепощение не только низов, но и верхов общества, т.к. численность помещичьих имений при Петре возросла почти в 2 раза)

3.                              Петровская модернизация, содействовавшая сохранению традиционных ценностей, определяется как консервативная модернизация, т.е. Россия при Петре, смотря вперед в сторону западного типа цивилизаций, фактически пятилась назад в направлении традиционных цивилизаций.

 

Самым негативным последствием петровской модернизации было то, что социальный раскол достиг своих зрелых форм и стал предопределять в таком же качестве историческую динамику страны вплоть до сегодняшнего дня. Зрелые формы социального раскола обнаружились в сле­дующем:

1.                              Раскол разделил власть и народ, т.к. петровские реформы создали возможность для постоян­ного обновления страны, но оно достигалось силами и средствами крепостничества за счет на­ рода

2.                              Раскол образовал культурную дистанцию между общественным верхом и низом, т.к. с XVIII века дворянская аристократия стала активно усиливать передовую западноевропейскую просветительскую идеологию, а крестьянства продолжало черпать знания о мире из Библии. В результате единая средневековая христианская культура раскололась на рационалистическую светскую культуру дворян и патриархальную религиозную культуру крестьян, а значит, по уровню образованности дворянство шагнуло в XVIII век, а крестьянство продолжало оставаться в XIV веке

3.                              Раскол проник в душу каждого отдельного человека, т.к. с петровских времен при официальной поддержке властей, стали разрушаться православные ценности (началось закрытие монастырей и гонение на монахов, было упразднено патриаршество, а для управления русской православной церковью в 1722 году был создан государственный коллективный орган - синод) и насаждение протестантских ценностей (практика богослужения и богословское образование на канонический для католической церкви латинский язык). В результате одно и то же священное писание в церкви звучало на латыни, а дома продолжали молиться на древнерусском языке, что подпитывало такой феномен в менталитете русского человека как двоеверие, который со вре­менем трансформируется в двойной моральный стандарт личности (один для отношения в обществе, другой для поведения в быту)

 

Зрелые формы социального раскола усилили дискомфорт русского общества и привели к разва­лу 4ую государственность.



Источник:
Категория: История России (Лебедев В.Э.) | Добавил: Admin (12.01.2012) | Автор: E W
Просмотров: 1178 | Комментарии: 1 | Теги: | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0