Главная » Статьи » История России » История России (Лебедев В.Э.) [ Добавить статью ]

История императорского мира

В истории императорского мира выделяют 2 периода:

 

1 .Конец I века до н.э. - конец III века. Это период принципата, когда под видом сохранения республиканской традиции шло наращивание позиции императорской власти.

2. Конец III - середина V веков. Это период доминанта, когда была отброшена республикан­ская традиция и утвердилась военно-бюрократическая монархия.

 

Римская империя была первой в истории Европы много этнической империей, после императо­ра Македонского, но если первая была империей великой личности, то вторая - империей вели­кого народ*, создавшего высокую городскую культуру и римское право, как право частной соб­ственности. Однако влияние римской культуры пределах империи не поддались 2 субэтноса - иудеи и христиане. На основе христианства возникает 3-я много этническая империя в Европе - «Священная империя»-

Первой записанной книгой христиан было «Откровение Святого Иоанна» (или «Апокалипсис»), в соответствии с идеалами которой первохристиане ждали скорого конца света и второго при­шествия Христа, и поэтому они не стремились к освоению земной истории, у них отсутствовала идея о создании собственного государства на Земле (теократическая идея). Ситуация в христи­анстве изменилась в IV веке при римском императоре Константине (306-337 гг.) - была объяв­лена веротерпимость по отношению к христианам. При римском императоре Феодосии (279-395 гг.) христианство было признано в качестве официальной идеологии Римской цивилизации» т.е. языческой государство склонилось перед духовной мощью христиан и с этого времени в христианстве возникает теократическая идея в двух формах, соответственно двум частям, на которые в 395 году распалась Римская империя - это латиноязычная западная Римская империя и грекоязычная восточная Римская империя (Византийская империя).

     

В западноевропейской части, распадавшейся Римской империи, начнет реализовываться первая форма теократической идеи - идея папской теократии. На ее основе в Средневековой Западной Европе утвердится римско-католическая модель социально-исторического движения. Ее духов­ным стершем был католицизм, а социально-политическим стержнем - исключительная госу­дарственное значение римских пап, т.к. католическая церковь в период распада Римской импе­рии, казалась единственной силой способной к социальной организации населения. В IV - VI веках в западноевропейской части распадавшейся Римской империи парил социаль­ный хаос, вызванный нашествие варварских германоязычных племен, которые проживали на огромной территории от Рейна до Вислы, а по Рейну проходила западная граница Римской им­перии, которая была впервые нарушена варварами в 375 году, но после отдельных столкнове­ний с римскими легионами, они были приняты на службу императорами, а с начала V века в Германии предприняли массированный натиск на империю. В 410 году Рим подвергся нападе­нию со стороны германоязычных племен вестготов, которые затем удалились в Испанию, где образовали Вестготское королевство.

 

В 455 году Рим стал объектом неслыханного грабежа и разрушений со стороны вандалов, кото­рые затем удалились на север Африки, где образовали Вандальское королевство.

 

В 476 году один из предводителей германских дружин Одоакр сместил последнего римского оператора.

 

В 493 году Италия стала объектом нападения со стороны остготов, которые образовали здесь свое королевство, просуществовавшее до середины VI века, когда в Италию вторгнуться ланго­барды.

 

В условия нашествия варваров иерархи католической церкви выполнили не только духовные, но и военные, экономические., социальные и другие функции, и потому они были единственной силой, способной стать восприемницей разрушавшейся Римской государственности, что содей­ствовало возвышению власти римских пап над светской властью. На основе такой конфигура­ции властей и сформируется священная империя.

 

Свое непосредственное начало эта империя брала в середине VIII века, благодаря оформлению союза католической церкви и франкского государства, которое было образовано в конце V века наиболее многочисленными и воинственными из варваров франками, сумевшими объединить многие германоязычные племена в единое государство.

 

В середине VIII века короли Франкского государства пошли на заключение союза с католиче­ской церковью.

 

В 756 году франкский король Карл Великий был коронован Римским Папой короной римских императоров, и с этого времени Франкское государство стало империей. В образовавшемся союзе первоначально ведущие позиции принадлежали светской власти. С этим мирились рим­ские папы, т.к. опираясь на военную мощь империи, они продолжали распространять католи­цизм Западной Европы (к IX века он достиг пределов Испания и Британии). Ситуация во взаи­моотношениях вышей светской и духовной властей стала меняться с середины IX века, когда при внуках Карла Великого Франкская империя распалась на ее развалинах стали возникать со­временные западноевропейские государства: Франция, Германия, Италия. Наиболее слабым из них была Италия, чем воспользовалась Герани. В 962 году германский король Ото I перешел Альпы, завоевал северную и среднюю Италию, подключив эти территории к своему государст­ву. Так возникла первая Германская империя, которая в средине века называлась «Священной империей».

 

Первоначально в ней германские императоры назначали римских пап и других священнослу­жителей. В середине XI века римские папы отвоевали право быть выбираемыми на съезде рим­ских кардиналов, а затем получили право самим назначать других священнослужителей.

 

А в начале ХШ века в понтификат Иннокентия Ш все западноевропейские короли и императоры признали себя вассалами Римского Папы.

 

Верховенство высшей духовной власти над светской содействовало воспроизводству в Средне­вековой Западной Европе хотя бы минимального правового пространства, т.к. здесь господ­ствовало в указанное время католической право, как право управления, зафиксированное в Священном писании, а его носителями выступали иерархи католической церкви во главе с Римским Папой, который воспринимался в качестве наместника Бога на земле и потому управление обществом на христианском Западе основывалось на божественном, но законе.



Источник:
Категория: История России (Лебедев В.Э.) | Добавил: Admin (12.01.2012) | Автор: E W
Просмотров: 357 | Комментарии: 1 | Теги: рим, История, императоры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0