Главная » Статьи » История России » История России (Лебедев В.Э.) [ Добавить статью ]

Идеология Киевской Руси

Идеология Киевской Руси.

 

Роль идеологии в средневековом государстве выполняла религия. К моменту образования Древней Русского государства востслав не успели создать своей национальной (мировой) религии, но Др Русь находилась на границе вост. и зап. миров, где встречались различные народы и их религии, поэтому определение идеологии для Киевской Руси было проблемой выбора среди существующих в мире религий. Эта проблема была решена внуком княгини Ольги – князем Владимиром Святославовичем (980 – 1015 - правление). Его выбор состоял из 3 выборов.

 

1. Выбор между древними религиями востслав и мировыми религиями. В пользу первых «В 980-х Владимир провел языческую реформу, в ходе которой был создан объединенный пантеон богов, в который вошло 6 наиболее почитаемых у востслав богов (Перун, Даждьбог, Хорс, Стрибог, Семаргл, Мокошь).» Но эта реформа не принесла успеха в силу ряда причин:

1.       Перун был не исконно славянского, а балтоскандинавского происхождения – не пользовался всеобщим авторитетом

2.       наряду с основными востслав предложили поклоняться своим местным богам

3.       в язычестве (многобожии) объектом религиозного поклонения являлась природа, а почитание каждым племенем и родом определенной природной стихии не содействовало духовной интеграции большого общества т.е. государства.

 

2. Выбор между вост. (буддизмом) и зап (христианство) мировыми религиями.

В 986 Владимир пригласил миссионеров от мировых религий, представителей от буддизма НЕ ПРИГЛАСИЛ, хотя буддийские монахи иногда появлялись на Руси, а древнегреческие купцы доходили до Индии.

Буддизм относится к индийской религиозной культуре, которая прошла в своем развитии 4 формы:

             I.      Ведическая религия.

Возникла в конце 2 тыс. до н.э.. священное писание – Веды. Ведическая религия была языческой. Древние индийцы покланялись более чем 3 тыс. богам. На уровне господства вед религии др. индийцы впервые в истории дух культуры человечества понятие потустороннего (трансцендентального) бога (весь материальный мир рассматривался как ¼ часть мифологического первочеловека Пуруен, который на ¾ пребывает в сияющих сферах – т.е. была высказана догадка о наличии собственно божественной сферы бытия)

 

           II.      Брахманизм.

Возник в нач 1 тыс. до н.э. Священное писание – веды + Упанишады (тайные знания). В брахманизме был осуществлен переход от много к единобожию т.к.  все ведические боги и материальный мир рассматривался как проявление одной великой сущности. Ее проявление считалась его душа (Атман). Подчеркивалось, что брахман и Атман едины и целью человеческого существа являлось преодоление душой бесконечных материальных перевоплощений (Сансары) для достижения Нирваны.

 

         III.      Индуизм.

Возник в сер 1 тыс. до н.э.. Священное писание – Бхагават-гита (путь бога). Главная идея индуизма – идея иллюзии, согласно которой весь материальный мир нереален, не потому что постоянно изменяется, а все изменяемое нереально. Нереален только Брахман.

 

         IV.      Буддизм.

Возник одновременно с индуизмом. Священная книга – Трипетака (3 корзины закона). Основатель буддизма – Ситхартха (Гаутама) – Будда. В раннем буддизме отсутствует понятие бога, которое было заменено понятием причинно-зависимого возникновения, согласно которому одно событие вызывает другое, которое в свою очередь вызывает следующее событие как причина.

Конкретным проявлением этого понятия является закон кармы (воздаяния), под которой понимается сумма добрых и злых дел, определяющих материальную форму перерождения души. Если в рамках буддизма отсутствует учении о боге, то оно получило всестороннее развитие в 2ух направлениях, на которых в 3-1 в до н.э. раскололся:

Хинаяна – малый путь к спасению, согласно которой спастись могли только монахи

Махаяна, спастись могут все миряне

 

Таким образом, все индийские религиозные культуры ориентировали человека исключительно на потусторонний план бытия. Такая ориентация не соответствовала мироощущению относительно молодого востслав этноса, который в 9-10в находился на иннерциональной стадии этногенеза, а значит испытывал сильное земное притяжение, обладая еще высоким уровнем энергетического заряда, потому призывы буддистов отказаться от земной жизни ради достижения потусторонних далей были для него не воспринимаемы -  Владимир буддистов даже не приглашал.

 

Ислам.

Возник в 7в н.э. в Аравии. Ислам обладает спецификой в понимании бога – Аллаха («Ал» - божество) с одной стороны проявляется в материальном мире через откровения пророков, с др. стороны – он абсолютно потусторонен этому миру («нет ничего подобного ему» - Коран).

Потому даже правоверный мусульманин не способен после смерти достичь собственно божественной сферы бытия. Он после смерти попадает в рай, который находится хотя и на самом последнем 7 небе (ярусе), но материального космоса. Такое понимание бога также не соответствовало мироощущению относительно молодого востслав этноса, который испытывал сильное земное притяжение, в конечном итоге мечтал о потусторонних далях. Много пищевых запретов (вино, свинина). 

 

 

Христианство.

Возникло на рубеже н.э., в вост. провинции Римской империи Палестины. Христианство также обладает особенностями в понимании бога. В нем впервые отчетливо на основе иудаизма сформулирована идея личного бога, критериями которого является воля и способность к творению. Конкретное проявление личного бога является феномен богочеловека, Иисуса Христа, под которым понимается вся полнота как божественной, так и человеческой природы. Такое понимании бога соответствовало мироощущению востслав т.к. давало возможность проявиться в земной истории и не закрывала божественную перспективу.

Потому Владимир обратил взор к христианству, но в нем в конце 4в в связи с распадом Римской империи на Зап Римскую и Вост. Римскую (Византийскую) империи обозначились 2 направления: зап христианство (католицизм)и вост. христианство (православие).

 

3. В результате перед Владимиром встал 3 выбор между католицизмом и православием, которые он осуществит в 988г.

 

Катол церковь с самого начала истории всю энергию обратила на овладение искусством управления людьми, и потому христианство в катол-ме воспринимается как богооткровенная программа соц. устройства (акцент на социальность, т.е. освоение окружающего мира). Целью истории считается построение царства божьего на земле. Организационно катол церковь строится на принципе жестокой централизации. У нее единый центр – Рим, затем Ватикан и единый глава – Папа римский, который воспринимается в качестве наместника бога на земле. Богослужение осуществляется на интернациональном латинском языке.

 

Правосл церковь с самого начала истории всю энергию обратила на борьбу за чистоту христ веры. Поэтому христианство воспринимается как путь к познанию сущности бога и спасению человека через нравственное самосовершенствование (акцент на духовность). Целью истории считается построение царства божьего в душе каждого верующего. Православная церковь – федеративный союз самостоятельных церквей (4-17). Глава – патриарх, рассматривался как первый среди равных ему священнослужителей. Богослужение проводится на национ языках.

 

Руси государства: Волжская Булгария и Хазарская держава. В ходе военных походов князя Святослава в 964-967 был нанесен значительный урон Волжской Булгарии и разгромлена Хазарская держава. После этих событий центр мировой торговли, располагавшийся до сер 10в на Волге, переместился на Воско-Днепровский путь (путь из Варяг в Греки), на протяжении которого простиралось жизненное пространство востслав. Установление или контроль над мировой торговлей подготовило эконом предпосылки для расцвета Древней Руси.



Источник:
Категория: История России (Лебедев В.Э.) | Добавил: Admin (12.01.2012) | Автор: E W
Просмотров: 2427 | Комментарии: 1 | Теги: История, киевская русь, идеология | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0