Главная » Статьи » История России » История России (Лебедев В.Э.) [ Добавить статью ]

Эпоха посвященного абсолютизма: подготовка условий для либеральной модернизации России(вторая половина XVIII - первая четверть XIX века)

Эпоха посвященного абсолютизма: подготовка условий для либеральной модернизации России(вторая половина XVIII - первая четверть XIX века)

 

С развалом 4ой государственности завершилась гигантская инверсия в социально-культурном развитии страны, имевшая место со второй половины IX века.

 

С середины XVIII века началась обратная инверсия. В правление Елизаветы Петровны (1741-1761)          в России была отменена смертная казнь. В правление Петра III (декабрь 1761 – июнь 1762)          был принят документ «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», в соответствии с которым дворяне получили право вступать и не вступать на государственную службу, по желанию выходить в отставку, выезжать заграницу и там наниматься на службу, т.е. государство от закрепощения общества переходит к его раскрепощению. Власть перестает смотреть на страну как на свою вотчину.

 

На основе обратной инверсии сформировалась 3ая государственность позднего идеала всеоб­щего согласия, история которой пришлась на время правления Екатерины II (1762-1769) и ее внука Александра I (1801-1825). Конкретным историческим проявлением Зой государственно­сти стал либерализм, как идейно-политическое течение, защищавшее права и свободы человека.

 

Возникновение либерализма в России во второй половин XVIII века как явление духовной и социальной практики, было прежде всего результатом влияния западных идей на русскую куль­турную среду. Это влияние шло по двум каналам:

1.   Просвещение. Это третий духовный переворот после возрождения и реформации в истории Европы при ее переходе от средневековья к новому времени. Просвещение возникло в XVII веке в Англии и достигло своего расцвета в XVIII веке во Франции (Вольтер, Дидро, Руссо и др.). К основным идеям просветителей относятся следующие:

-идея о естественных правах человека,

-идея о разделении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти

-идея о торжестве закона в государстве (правового государства)

-идея о верховенстве общества над государством (гражданского общества) и т.д.

 

Екатерина II, задавшись целью преобразовать страну на либеральных началах в условиях отсут­ствия в России во второй половине XVIII века отечественной гуманитарной науке, обратилась к достижениям западноевропейских просветителей, и поэтому время ее правления называют эпо­хой просвещенного абсолютизма, сущность которого заключалась в использовании передовой западноевропейской идеологии для укрепления основ самодержавия и в оказании помощи дво­рянству, как социальной базе самодержавия в ее приспособлению к новым условиям, связан­ным с развитием буржуазных отношений. В результате просвещение и просвещенный абсолю­тизм находились в обратно пропорциональной зависимости. Просвещенный абсолютизм был нацелен на использование свободолюбивых идей для подпитки самодержавно-крепостнических отношений, а просвещение было сориентировано на обеспечивания свободы человека.

Просвещение основывалось на рационалистической традиции, исходившей из того, что разум является основой познания и преобразования мира.

 

2.   Противоположной просвещению была иррационалистическая традиция, признающая только веру в качестве источника освоения мира. На ее основе в начале XVII века в Англии возникло религиозно-мистическое учение и движение - масонство, которое в ЗОе году XVIII века стало проникать в Россию, а во второй половине XVIII века Москва и Петербург стали признанными центами масонского движения в мире.

 

Масоны ставили своей елью объединить человечество в религиозном братском союзе и превра­тить историческое христианство в истинное христианство, под которым понимали нравствен­ное самосовершенствование человека на его пути к Богу- А поскольку масоны ставили пробле­му свободы человека, постольку масонство было вторым источником формирования либера­лизма в России, ибо в нем указанная проблема являлась заглавной.

 

Екатерина II и ее окружение не только увлекались либеральными идеями, но и предприняли попытку их внедрения в социальную практику по следующим направлениям:

ü                             В 1764 году по инициативе императрицы была проведена секуляризация ряда церковных земель и одновременно освобождено около миллиона крепостных крестьян, принадлежавших церкви;

ü                             В 1767 году по инициативе Екатерины началась разработка нового свода законов российского государства - соборного уложения, для чего была создана комиссия об уложении, в которую вошли представители от разных социальных слоев и даже крестьян, но не крепостных, т.е. власть вновь пошла на диалог с обществом. Для теоретического обеспечивания работы комиссии Екатерина собственноручно написала наказ, который на 2/3 представлял собой копию ряда трудов западноевропейских просветителей. В частности в нем подчеркивалось, что государство существует для народа, что в государстве должны торжествовать законы и впервые вводилось
понятие частной собственности как понятие гражданского права, т.е. Екатерина запустила в русский политический оборот многие идеи, не вполне освоенные даже в Западной Европе.

ü                              В 1785 году Екатерина подписала жалованную грамоту дворянству, в которой в общей итог
были сведены как ранее дарованные, так и вновь предоставленные Екатериной дворянству права и привилегии (монопольное право дворян на землю, право разведывать полезные ископаемые и открывать фабрики и заводы, свобода от телесных наказаний, от рекрутской повинности).

 

Юридическая фиксация прав дворян на предпринимательскую деятельность способствовало тому, что с екатерининского времени из наиболее предприимчивых слоев дворян начинают ин­тенсивно формироваться русская буржуазия. Не случайно, в 80-90е годы XVIII века в экономи­ке России стал складываться буржуазный уклад.

 

Освобожденное дворянство получило возможность появившийся у него досуг направлять на занятия наукой, искусством, образованием, и потому с екатерининского времени из наиболее образованных слоев дворян начинает интенсивно формироваться русская интеллигенция.

 

До жалованной грамоты Екатерины юридическую фиксацию прав и привилегий в России имел только один человек — первое лицо. Жалованная грамота юридически оформила права и приви­легии целого сословия, что положило начало формированию гражданского общества как систе­мы связи независимых граждан.

 

Однако с конца 80х годов Екатерина стала резко отходить от либерального курса в силу дейст­вия ряда причин:

1.                              При обращении Екатерины к достижениям западноевропейской науке русскую императрицу интересовали только выводы и результаты этой науки. Вне пол ее зрения оказывалось все то, что противоречило и не согласовывалось с ними - это здоровый народный консерватизм.

2.                              В России второй половины XVIII века отсутствовала социальная база для либерализма - предпринимательский слой, а дворянство неоднозначно восприняло либеральный курс императрицы. Аристократия поддержала его, а основная масса дворян — мелкопоместное дворянство -        настороженно к нему относилось.

3.                              Потрясением для Екатерины была французская революция конца XVIII века, которая была реализацией на деле столь ей любимых либеральных идей, и которая привела на плаху французского короля Людовика XVI. Возможность подобной участи смутила Екатерину в пугачевском восстании 1773-1775 годов.

           Под влиянием этих причин была запрещена продажа западноевропейской просветительской ли­тературы, начались гонения на русских просветителей и была запрещена деятельность масон­ских организаций.

 

Попытку вернуться к либеральному курсу предпринял внук Екатерины II - Александр I. Идео­логом Александровской либерализации выступил видный государственный деятель Сперан­ский, который ставил подлинно либеральные цели (превратить Россию в общество людей с равными гражданскими правами), но сделал акцент на административные средства их достиже­ния и в частности в совершенствование государственного аппарата.

 

В 1802-1811 годы по проекту Сперанского была проведена реорганизация высшей исполни­тельной власти на европейский манер, когда вместо петровских коллегий создавались мини­стерства.

 

В 1810 году был создан государственный совет, как законодательно-совещательный орган при императоре, т.е. законодательная власть как бы изымалась из рук первого лица.

 

Акцент на административные средства достижения либеральных целей содействовал значи­тельному численному росту бюрократического слоя, что в свою очередь вело к нарастанию ав­торитарной линии развития страны.

 

В последнее пятилетие своего правления Александр I отошел от государственных дел, и реаль­ная власть в стране сосредоточилась в руках военного министра Аракчеева, при котором вме­сто раскрепощения общества происходит усиление его закрепощения в связи с созданием воен­ных поседений, в которых воинская служба сочеталась с хозяйственной практикой. Одновре­менно вместо поддержки курса на развитие образования начались гонения на либеральную профессуру, и вместо поддержки конституционной волны в Европе, Россия стала выступать ее жандармом. Нарастание авторитаризма сломало логику развития 5ой государственности и при­вело к ее развалу.



Источник:
Категория: История России (Лебедев В.Э.) | Добавил: Admin (12.01.2012) | Автор: E W
Просмотров: 1165 | Комментарии: 3 | Теги: История | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0