Главная » Статьи » История России » История России (Лебедев В.Э.) [ Добавить статью ]

Цивилизационный выбор Руси

Однако цивилизационный выбор Руси осуществлялся не в одночасье. Она на пути к мировым цивилизациям прошла ряд этапов:

 

1.                              Время правления Владимира Святославовича (980-1015), когда в ходе христианизации Руси на уровне решения только первого лица был задан провизантийский вектор ее развития.

2.                              Время правления Святополка I (1015-1019), которые в борьбе за власть обратился за помощью к полякам, и впервые на Руси стола проникать западное влияние из Польши.

3.                              Время правления Ярослава Мудрого (1019-1054), при котором осуществлялся баланс прозападнической и провизантийской линий развития Руси. Ярослав был женат на дочери шведского короля. Выдал замуж своих дочерей и женил 5 из 6 своих сыновей на представителях зап правящих домов, что содействовало проникновению влияния запада на Русь. С другой стороны, при Ярославе в Киеве и Новгороде были возведены Софийские соборы, а повторное посвящение храма в честь богини мудрости подчеркивало едино верность Руси православной Руси православной Византии. Более того, при дворе Ярослава мирно уживались прозападническая партия, возглавляемая его старшим сыном Изяславом (1054 - 1078), и провизантийская партия, возглавляемая его младшим сыном Всеволодом (1078 - 1093). 

           4.  Время правления Святополка II (1093-1113 гг.). Это время торжества провизантийской ли­нии, когда на Руси к жизни были вызваны децентрализаторские тенденции.

5. Время правления Владимира Мономаха (1113-1125 гг.), при котором было созвано общерус­ское вече, где соборно была подтверждена приверженность Руси православной церкви, как рав­новеликой и единоверной державе.

 

Таким образом, в результате окончательного выбора провизантийской линии развития был обеспечен цивилизационный взлет Руси во второй половине X - начале XII веков.

 

Этнический. Со второй половины X века восточные славяне перевели свои отношения с сосед­ними народами на суперэтнический уровень, т.е. они не только отразили внешний натиск (ава­ров, варяг, печенегов, половцев), но и вобрали соседние народы в свою этническую систему. В результате в середине XII века в понятие «Русская земля» входили фино-угры, балты, некото­рые тюрко-язычные племена, северокавказские народы при ведущем восточнославянском этни­ческом элементе, что привело к образованию древнерусской народности, в качестве этнической предпосылки для расцвета Древней Руси.

 

Духовный. С обретение восточных славян своей письменности. Возникновение письменности считается второй после появления у человека членораздельной речи информационной револю­цией. Первая письменность возникла во второй половине III тысячелетия до н.э. в Древнем Египте, в конце III тысячелетия в Месопотамии, на рубеже II тысячелетия до н.э. в Древней Ин­дии. Первая письменность была пиктографической и иероглифической, когда с помощью ри­сунков передавалась информация о предметах и понятиях. В начале II тысячелетия до н.э. у фи­никийцев возникла первая алфавитная письменность, когда с помощью абстрактных знаков пе­редавалась информация о звуках. Финикийский алфавит состоял из 22 согласных букв. На его основе возникли все алфавиты народов современной Европы и Евразии. Первыми у финикий­цев заимствовали алфавит древние греки, преобразовав часть согласных букв в гласные. На ос­нове греческого алфавита возникла славянская письменность.

 

В 863 году велико-моравский князь Ростислав в борьбе с католической Германией обратился за помощью к православной Византии, откуда в Великую Моравию были направлены 2 ученых монаха Кирилл и Мефодий. Византийские власти рассчитывали, что они станут проводниками греческого влияния в славянской среде, но эти ученые мужи повели борьбу за духовную само­стоятельность славян. Ими была разработана на основе греческого письма одна из форм сла­вянской письменности азбука для западных славян - глаголица. Одновременно Кирилл и Ме­фодий добились разрешения у Римского Папы вести богослужение не только на каноническом латинском, но и на славянском языках. После распада великой Моравии и смерти Кирилла и Мефодия их ученики переселились в Болгарию. Болгарского царя Симеона привлекла идея бо­гослужение на славянском языке, но язык глаголицы был для Болгар непонятен. Они обрати­лись ко второй форме славянской письменности - кириллице, разработанной на основе грече­ского классического письма и символов, отражавших чисто славянские звуки, т.е. кириллица, стала азбукой для южных славян.

 

Из Болгарии кириллица пришла на Древнюю Русь, где на ее язык были переведены многие священные книги священного писания, и на языке кириллице стала осуществляться практика богослужения, что обеспечивало доступ восточных славян к высотам мировой культуры, и по­тому они были одним из самых образованных народов в мире, что подготовило духовные пред­посылки для расцвета их цивилизации.



Источник:
Категория: История России (Лебедев В.Э.) | Добавил: Admin (12.01.2012) | Автор: E W
Просмотров: 2538 | Комментарии: 1 | Теги: История | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0