Главная » Статьи » Философия » Введение в философию [ Добавить статью ]

Основные этапы развития философии. Развитие понятия о предмете философии. Исторические течения и направления в философии

Основные этапы развития философии. Развитие понятия о предмете философии. Исторические течения и направления в философии.

Корни философии скрыты в глубине тысячелетий. В европейской цивилизации ее генезис связывают со взлетом эллинской мысли. В других частях планеты первые философемы фиксируются в Ведических гимнах, конфуцианских легендах и пр..
Если говорить о временных периодах, то зачатки современного философского мышления находятся в индийских Ведах (25-20 вв. до н.э.), в древнекитайской философии, зарождение которой относится к 18-12 вв. до н.э.; в античной философии, возникшей примерно в 6 в. до н.э.
В нашем курсе мы, в основном, ориентируемся на философию, сложившуюся на Западе. Курс Восточной философии обычно изучается отдельно.
Историю собственно западной философии ведут от античности. В западной философии мы выделяем периоды раннехристианской философии, философии средних веков, философии Возрождения, философии Нового времени. Затем особо выделяют период немецкой классической философии (конец XVIII начало XIX вв.), обогатившей философскую мысль построением сложных целостных философских систем, период неклассической философии XIX с плавным переходом в начале XX века к периоду современной философии.
Термин «философия» в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости» (греч. φιλέω - люблю, σοφία – мудрость). По свидетельству античных авторов слово «философия» впервые встречается у Пифагора (ок. 500-580 гг. до н.э.), слово «философы» у Гераклита Эфесского, глагол «философствую» – у Геродота; в значении, наиболее близком к современному смыслу, термин философия впервые употребляет Платон.
Первоначально термином философия обозначали стремление к знанию вообще, поэтому философия охватывала все отрасли доступного древним знания: практические наблюдения и выводы, зачатки наук, раздумья людей о мире и о себе, о смысле человеческого существования. Предметом философии могло стать все: быт и бытие, познание, этические нормы и правила и пр. Возникновение собственно философии означало появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.
Постепенно из философии стали выделяться отдельные частные сферы знания, на основе которых зарождались науки. Тогда философия стала пониматься как система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. А предметом философии стало всеобщее в системе «человек-мир», всеобщее, характеризующее целостное бытие человека.
В философии нет единой генеральной линии развития. Меняется мир – преобразуется и философия. Жизненные смыслы, которые ищет и обретает философия – не даны на века, они историчны, и в поисках этих смыслов – человеческая мысль создает различные философские системы, помогающие в духовном постижении действительности. По сути дела, изучение философии означает изучение различных философских учений (причем часто различающихся принципиально), осмысление их – и формирование собственной философской концепции.
Так как история философии складывается из историй самых разных философских учений, школ, течений, направлений – уточним некоторые из этих понятий.
В основе историко-философского процесса лежит Философское учение: это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений того или иного мыслителя. Примеры: философские учения Платона, Аристотеля, Канта, Гегеля, Маркса, Шопенгауэра, Ницше, Н.А. Бердяева, М. Хайдеггера, М.М. Бахтина и др.
Обычно учение, созданное тем или иным философом, находит своих продолжателей, в результате формируются философские школы: это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами. Примеры: платонизм, неоплатонизм, марксизм.
Совокупность различных модификаций одних и тех же идейных принципов, развиваемых различными школами, принято называть течениями. Примеры: позитивизм, персонализм, интуитивизм.
Совокупность философских течений, объединенных на основе некоторых общих, принципиальных положений, называют философскими направлениями. Это самые крупные и значительные образования в историко-философском процессе. Примеры: идеализм, материализм, эмпиризм, рационализм, экзистенциализм.
Таким образом, в философии реально существуют множество учений. школ. течений, направлений, которые в чем-то солидарны друг с другом, в чем-то противоречат друг другу и борются между собой. Рассмотрим некоторые из них.
Учения античных философов Платона и Аристотеля – очень разные, несмотря на то, что Аристотель был учеником Платона. Платон различал два мира: мир идей (идеальный, небесный) и мир земной, реальный, который является лишь слабым подобием (тенью) мира небесного. В мире идей живут идеальные Истина, Добро, Красота, Любовь и пр. На земле же мы имеем лишь их несовершенные копии.
Аристотель, в отличие от Платона, уже не ставил непреодолимых границ между Богом и земным миром. Земной мир развивается, совершенствует свои формы, и тем самым стремится к миру небесному. Но главное отличие двух философов в том, что Платон, для обоснования своих идей прибегает к мифологическим образам, его философия – это совокупность своеобразных мифов, притч. Аристотель же является основателем формальной логики, его философский стиль строг и логичен. В возникшем позднее христианстве, разделившемся на отдельные конфессии, также выделяют платоническую линию (восточная церковь, православие) и аристотелевскую (западная церковь, томизм). Русская философия в целом тяготеет к платонической линии. До сих пор эти две линии – платоническая и аристотелевская – прослеживаются в философии, каждый философ так или иначе тяготеет к одной из них.
Материалисты и идеалисты по-разному отвечают на вопрос, что первично, материя или сознание. Материалисты утверждают, что в основе мира лежит бездуховная, мертвая материя, которая на определенном этапе своего развития смогла породить свою высшую форму – живое существо и человека, с его сознанием – продуктом мозга и сложных психических процессов. Идеалисты, наоборот, утверждают, что первично сознание – некий абсолютный всемирный дух (Бог), который способен в процессе творчества создать материю в определенных формах, дать ей энергию. движение.
В зависимости от ответа на вопрос, познаваем ли мир, выделяют философское направление агностицизма и реализма (познавательного оптимизма). Агностики утверждают, что мир в принципе непознаваем, что мы имеем дело только с нашими ощущениями, чувствами, для которых неважно, существует ли внешний мир или нет. Каков внешний мир на самом деле, мы не знаем. В философской системе Канта, например, мир делится на две части: состоящий из вещей-для-нас, и состоящий их вещей-в-себе. Мы смотрим на мир, как будто сквозь искажающие очки (наши чувства, ощущения, установки) – и познаем, таким образом, Вещи-для-нас. А каковы вещи-в-себе мы никогда не узнаем, так как «очки» снять не можем. В противовес агностикам, сторонники познавательного реализма утверждают, что наши знания о мире соответствуют ему, мы можем убедиться в этом на практике, через наш опыт в процессе преобразования этого мира.
Как видим, названные выше направления основное внимание уделяют вещам абстрактным, отвлеченным. Однако в философии есть направления, основное внимание уделяющие самой жизни, ее многосторонним проявлениям, ее смыслу. Такие направления относят к экзистенциализму (экзистенция – существование). (Французская сказка о поэте, который решил, что жизнь бессмысленна и пошел топиться. По дороге он отдал глаза – слепому, уши – глухому, ноги – безногому. Но когда добрался до реки – сел, подумал и решил, что жизнь прекрасна и что топиться не стоит). Не все экзистенциалисты приходят к аналогичным выводам, многие из них большое внимание уделяют такому фактору, как смерть и ее значению в жизни человека.
Есть течения (направления) – «философия жизни», персонализм, философская антропология, психоанализ и пр. Как видим даже из названий, они близки, по духу, к экзистенциальным, связаны с осмыслением феномена человека и того, что связано с человеком: свобода, любовь, добро, сознание и пр.
Особенностью современного этапа развития философии является философский плюрализм – как попытка синтеза различных философских концепций, рассмотрение их как взаимодополняющих, а не исключающих друг друга.

Источник:
Категория: Введение в философию | Добавил: Admin (19.01.2012) | Автор: E W
Просмотров: 6856 | Комментарии: 2 | Теги: лекции по философии | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0