Главная » Статьи » Философия » Введение в философию [ Добавить статью ]

Цивилизационные особенности становления философии. Место и роль философии в культуре. Философия и мировоззрение

Цивилизационные особенности становления философии. Место и роль философии в культуре. Философия и мировоззрение.

Дать однозначное определение философии, которое устроило бы всех, практически невозможно. Например, в 1998 году вышла книга М. Келигова «Философы о философии - опыт самопостижения». В ней приведены высказывания о философии более чем 270 выдающихся философов. У каждого – свой угол видения, свое определение. Но все же проглядывается общий подход:
«Философия есть эпоха, схваченная в мыслях». (Ф.-В. Гегель).
«Задача философии – объяснить все существующее» (В. Соловьев)
«Философские проблемы становятся такими, если они стремятся под луч одной проблемы – конечного смысла». (М. Мамардашвили).
Во всех этих высказываниях прослеживается одна стержневая идея: философия предстает как мыслящее мировоззрение, как существенное понимание, высшее ориентирование, вершинное выражение смыслов и ценностей, указание на стратегическую цель нашего пребывания в мироздании.
Но с момента своего зарождение и поныне философия сталкивается со своим неприятием, с сопротивлением, с попытками отторжения. Это связано со многими факторами, и, прежде всего – с кризисными явлениями в культуре, когда многие говорят, что они изверились в философии. Однако, при этом важно помнить, что кризисные явления преходящи. И хотя старые идеи низвергаются, но потом к ним обращаются вновь, и они предстают в совершенно новом ключе. Все они – «грани целостности, блики единства» Все они дополняют друг друга (античные и постмодернистские, системно-логичные и афористичные) – их единит общность проблем и глубина видения, причастность к вечности, к фундаментальным истокам мысли и человеческого существования, стремление от быта к бытию.
Философия не просто тесно связана со всеми сферами культуры (наукой, искусством, религией, политикой, идеологией и пр.), но в какой-то мере является их частью, либо можно сказать наоборот, что философия объединяет в себе какие-то качества науки, искусства, религии, обыденного здравого смысла и даже мистики. Рассмотрим эти соотношения подробнее.
Конечно философия не может не учитывать науки с ее стандартами, нормами и идеалами, но невозможно превратить философию в строгую науку, так как у философии есть и свои самодостаточные способы постановки проблем, обоснования прозрений. Философия изначально и принципиально плюралистична, а естествознание в своих выводах – однозначно. Философия потому и существует, что есть вопросы, на которые наука никогда не даст ответа. Нельзя научно обосновать свободу. Хотя ученые – люди свободные, но их мысль разворачивается в жестких рамках установленных закономерностей, фактов и обстоятельств, неумолимой логики. Философская же мысль может быть непроизвольна, внерациональна, она может быть и афористична, и эссеистична и даже деконструктивна. Это пример свободного вдохновения, могущего строить любые воображаемые миры. Философия – пограничное знание, она всегда на грани знания и незнания, сокрытого и несокрытого.
Особенно ясно отличие языка философии от научного, в первую очередь естественнонаучного, видно при сравнении словарей. Если в словаре естественной науки каждому термину дано четкое определение, указаны способы и области его применения, и лишь в редких случаях упоминается имя ученого, впервые употребившего данный термин, то совсем иная картина в философском словаре. До девяносто процентов его содержания составляют исторические справки, сообщающие о том, кто и в каком смысле употреблял обсуждаемый термин. То есть в философском словаре больше представлена история понятий и принципов – своего рода эпизоды развития языка философии, в то время как словарь конкретной науки дает теорию понятий и принципов.
Проблемные поля философии и религии особенно близки. Возможно, религиозное сознание более канонично и догматично, а философия в качестве субстанции может брать любое начало: идея, абсолют, хаос, жизнь, воля, материя, Дао, единое и пр. Философская рефлексия может органично дополнять данность мира в религиозном и мистическом опыте.
Если знакомиться с философскими текстами, то становится явным, что у каждого философа есть свой стиль письма, так же как и каждый писатель, работающий в сфере художественной литературы, имеет свой неповторимый стиль. В философских текстах часто используются тропы, образы, напоминающие художественные – все это сближает философию с искусством.
В то же время философский язык гораздо ближе к обыденному, разговорному языку, чем, например, язык науки. Философствование включает в себя установку здравого смысла с его ориентацией на познание ближайших причин явлений. В обыденной жизни нередко проявляется такой феномен человеческой жизни как мудрость. Мы можем сказать «мудрый человек», «мудрый философ», но вряд ли скажем «мудрый инженер» или «мудрый химик». Не случайно слово «философия» переводится как «любовь к мудрости». В своей любви к мудрости, философия, охватывая все достижения культуры, осмысляет их, выделяет самое главное, существенное. Но это происходит не только в форме отстраненного анализа, но через глубокую заинтересованность, переживание и сочувствие.
Однако мы знаем, что существует понятие мировоззрения, как совокупности взглядов, оценок, норм, установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Как же соотносятся эти два понятия: философия и мировоззрение? Здесь возможен двойственный ответ. С одной стороны, философия – это высокий теоретический уровень мировоззрения, где само мировоззрение выступает в форме знания и носит систематизированный упорядоченный характер. Но с другой стороны, учитывая, что понятие мировоззрения охватывает гораздо более широкий спектр явлений, можно считать, что философия – это часть (или одна из форм) мировоззрения (хотя несомненно, одна из самых теоретически продуманных). К числу других важнейших форм мировоззрения относят мифологическое и религиозное.
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. На самой ранней стадии общественного развития человечество в форме мифов. то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на глобальные вопросы происхождения и устройства мироздания в целом, выразить представления о возникновении наиболее важных явлений природы, жизни животных и людей. Воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. По мере формирования культовой системы, то есть системы обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным, абсолютным, вечным – формировалось и религиозное мировоззрение. Оно помогало человеку вырваться из сферы преходящего, временного – в сферу идеального, абсолютного, вечного (трансцендентного), придавало устойчивость человеческому бытию, смысл человеческой жизни.
Философия выросла на основе этих двух предшествующих форм мировоззрения, но она подразумевает, как мы уже говорили, более высокий уровень теоретической рефлексии.
Иногда говорят о такой разновидности мировоззрения, как научное мировоззрение. Считается, что в наше время такое мировоззрение наиболее распространено, благодаря всеобщему образованию, в котором основное место уделяется наукам. Точнее было бы говорить все-таки о естественнонаучной картине мира или научно-ориентированном (сциентистском) философском мировоззрении, в котором основное внимание уделяется научным, рациональным способам постижения мира и оценки его явлений.

Источник:
Категория: Введение в философию | Добавил: Admin (19.01.2012) | Автор: E W
Просмотров: 2206 | Комментарии: 0 | Теги: введение в философию | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0