Главная » Статьи » Философия » Русская религиозная философия [ Добавить статью ]

Теоретико-методологические особенности русской религиозной философии

Теоретико-методологические особенности русской религиозной философии.
Разговор о специфике русской религиозной философии необходимо начать с ее основоположника – Вл.С.Соловьева, сына известного историка С.М. Соловьева. Вл.С. Соловьев с самого начала и до настоящего времени остается первым философом России (о его удивительной личности и не-обычной жизни вы можете узнать из последней книги А.Ф.Лосева «Вл.Соловьев и его время». Согласно Лосеву, с Вл.Соловьева начинается философия вообще, овладение «азбукой всякого философствования»).
Его роль в истории философии в России аналогична той, которую иг-рали И. Кант и Г. Гегель в Германии. Это сравнение не случайно. По евро-пейскому календарю Россия после 60-х гг. (время четырех реформ – кре-стьянской, судебной, военной, земской) переживала нечто сходное с Евро-пой конца ХVIII – начала ХIХ веков.
Соловьев похож на Канта резкой постановкой нравственной пробле-матики. Его основная идея – как возможно Добро в мире.
Соловьев схож с Гегелем систематическим развертыванием исходных положений и принципов в виде картины эволюции духа в мироздании.
Всякая вновь возникающая философия стоит перед проблемой поиска корней, ибо она не имеет традиции. И религиозная философия в России ищет опору в двух, казалось бы, несоединимых сферах культуры – в рели-гии и науке.
Во-первых, она строится на основе тео-гуманистического мифа о Христе как Богочеловеке. Мировая история рассматривается как процесс обожения человечества, то есть слияния человека с Божеством, или ста-новления Богочеловечества. В рамках этого мифа Христос – первый Бого-человек, появление которого знаменует начало новой эпохи. Ее заверше-ние – появление Богочеловечества.
С этой точки зрения, история проходит три фазы:
а) человечество до появления Христа, когда влияние Бога на жизнь человечества носило внешний и как бы случайный характер исправления человеческих заблуждений и ошибок. Бог бессилен предотвратить дурные посту¬п¬ки человека и ограничивается только наказанием («Ветхий Завет»: изгнание Адама и Евы из Рая, разрушение Вавилонской башни, всемирный потоп, гибель Содома и Гоморры);
б) от Христа к Богочеловечеству – это христианская религия как рели-гия Нового Завета. Появление Богочеловека символизирует появление вну¬тренне¬го Бога, то есть нравственности как начала, управляющего поведе-нием человека в земной жизни. Это процесс внутренней душевной борьбы человека, ведущего земную жизнь, с дурными страстями и наклонностями, с тем злом, которое коренится в физической природе человека и мира;
в) появление Богочеловечества означает появление религии Святого Духа. Это сфера земной жизни, где наступает Царство Божие, где искоре-няется зло и отдельность, конечность человека. Он больше не обособляет-ся от других людей, преодолевает ограниченность своей физической при-роды и, как возможность, побеждает смерть. (Н.Ф. Федоров разрабатывал теорию воскрешения мертвых. К.Э. Циолковский, как известно, создавал теорию космоплавания в преддверии эры переселения человечества в Кос-мос).
Эти идеи возникновения Богочеловечества и выхода человечества в безграничный Космос повлияли на естествознание ХХ века, отразившись в виде учения Вернадского о ноосфере и учения П.Тейяра де Шардена о кос¬могенезе, в ходе которого человечество, заполняя Космос, сливается с Бо-гом.
Эта особенность русской религиозной философии, ее идея о смеще-нии центра мирового развития от Христа к Богочеловечеству, когда не Христос, а Богочеловечество становится смыслом (конечной целью) миро-вого процесса, ставит эту философию в жесткую позицию православию и делает сомнительным ее религиозный характер с канонической точки зре-ния. (Церковь не признавала и не признает эту философию ортодоксально религиозной).
Таким образом, следует отметить, что особенность данной филосо-фии в том, что она не только религиозна, но и космична, тем самым вво-дится понятие – религиозный космизм. Интересно в связи с этим высказы-вание Циолковского: «Земля – колыбель человечества, но не может же че-ловечество вечно оставаться в колыбели».
Второй точкой опоры, с помощью которой религиозная философия укореняет себя в культуре, является наука, в частности, присущий ей ра-ционализм. Несмотря на принципиальную и порой жесткую критику ос-новных начал западной философии, Соловьев сохраняет ее логико-теоретический инструментарий, а именно, логику дедукти¬в¬ного вывода основных понятий из первоначальных аксиом (Декарт, Гегель).
Но Соловьев отказывает логике в праве обосновывать исходные по-ложения философии, как это пытался сделать Гегель, и в этом он близок к Канту. Логика вступает все свои права только после того, как приняты эти исходные положения.
Рассмотрим, что же они собой представляют. Исходные положения русской религиозной философии – это интуитивно-мистические первооб-разы, данные человеку в Откровении, в момент духовного слияния челове-ка с Богом. Тем самым, философ, – это, прежде всего, религиозно верую-щий человек. Если нет религиозной веры, то исходные положения утрачи-вают содержательность.
Первообразы имеют интуитивный характер. Это значит, что они яв-ляют¬ся образами чувственными и конкретно-насыщенными. Слово «чув-ственное» мы используем как указание на область внутренних чувств: это не внешние чувства (например, зрение и осязание), о которых много гово-рила философия XVII-XVIII веков, но любовь, милосердие, сострадание. Интуитивные – значит, данные непосредственно в переживании до всякого опыта и мышления.
Первообразы имеют и мистический характер. Не следует пугаться слова «мистика», оно указывает лишь на непосредственное слияние чело-века с Богом в момент религиозного переживания. Отметим, что в этом пункте русская философия опирается на традиции европейской мистики от Плотина (неоплатоника III в. н. э.) до Н. Кузанского, Экхарта и Я. Беме (ХV-ХVII вв.).
Такое сочетание рационализма и мистико-интуитивного опыта со-ставляет теоретико-методологическую особенность русской религиозной философии.

Источник:
Категория: Русская религиозная философия | Добавил: Admin (12.01.2012) | Автор: E W
Просмотров: 493 | Комментарии: 0 | Теги: религиозная философия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0