Главная » Статьи » Философия » Русская религиозная философия [ Добавить статью ]

Культурно-исторические условия становления религиозной философии в России во второй половине ХIХ в

Культурно-исторические условия становления религиозной философии в России во второй половине ХIХ в.
Официальная история философии в России начинается с конца 40-х годов ХIХ века, когда в учебных заведениях Русской Православной Церкви было возобновлено преподавание философии.
В России не было не только светской, но и религиозной традиции в философии. В силу этого общественное сознание России оказалось открытым для влияния западных философских идей, в первую очередь, германских.
В конце 30-х гг. известен кружок Станкевича, членами которого были Белинский, Бакунин, Герцен, изучавшие философские трактаты Фихте и Гегеля. Определенное влияние имел Шеллинг, благодаря деятельности профессоров Московского университета, получивших образование в Гер-мании. Активную переписку с Шеллингом вел так же П. Я. Чаадаев – друг А.С. Пушкина и автор «Философических писем», объявленный после пуб¬ликации первого из них сумасшедшим. Влияние Шеллинга заметно в дея-тельности первых славянофилов: Хомякова, братьев Киреевских, отца и двух сыновей Аксаковых (вспомните знаменитую сказку «Аленький цве-точек»).
В конце 50-х гг. приходит время немецких вульгарных материалистов – Фохта (между прочим, близкого друга А.И. Герцена) и Бюхнера (его книгу «Материя и сила» читал герой тургеневского романа «Отцы и дети» Ба-заров).
Под воздействием Л.Фейербаха, его антропологического материали¬з¬ма, находился Н.Чернышевский.
Позднее наступило время К.Маркса и Ф. Ницше.
Следует отметить также влияние позитивизма (О. Конт) на Писарева. В конце века большую популярность имели работы английского позитивиста Г.Спенсера, затем – критического позитивизма Маха и Авенариуса. (Необходимо напомнить кратко суть этого учения: позитивизм – естественно-научный материализм, наука при этом – сама себе философия, по-этому проблемы научного познания, условий его истинности и практиче-ского применения, пользы, выступают на первый план. Позитивисты ви¬дят конечную цель науки в превращении знания в непосредственную произво-дительную силу).
Все это создает впечатление, что в России невозможна оригинальная философская мысль. Как говорил Чаадаев, «в сфере умственной мы можем только подражать Западу, но подражать, обезьянничая на манер крылов-ской мартышки с очками, которая не знает, к чему употребить полученную ей вещь».
Оговоримся, это был период освоения русской философией опыта, вы¬работанного Западом, и этот процесс завершился появлением оригинальной философии всеединства Вл. Соловьева, основной труд которого «Оправдание добра» был завершен в 1899 г.
К этому следует добавить напряженные духовные поиски русских пи¬сателей: Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, Н.Г.Чернышевского. Любопытно, что все они в конце 50-х – начале 60-х гг. были еди-номышленниками, составляя ядро редакции журнала «Современник» Чер-нышевского. Позже они резко разошлись в своих взглядах. Чернышевский стал социалистом, Тургенев – западником, Толстой и Достоевский – мыслителями религиозного направления.
О роли русских писателей в становлении самостоятельной философии в России мы говорим не случайно:
1) литература в России было первым и основным видом искусства. В эпоху секуляризации (ХVIII – начало ХIХ вв.) книга заняла место Евангелия, а писатель выполнял роль светского старца, наставника и учителя мудрости (как пишет Е. Евтушенко: «Поэт в России больше, чем поэт»).
Литература была огромным экраном, вбирающим в себя токи энер-гии, идущей от жизни, и направляющим свой луч в «темное царство действительности» (Н.А. Добролюбов). Это литература критического реализма, владеющего умами образованного сословия, и поэтому философия в Рос-сии могла иметь общественный резонанс только в том случае, если она со-ответствовала стандарту литературного произведения.
Этой литературностью в противовес западной систематичности и на-учности и отличается философия в России, какому бы направлению она не принадлежала;
2) литература накопила огромный материал, отражающий и обобщающий российскую действительность ХIХ века. Факты и герои (типы) лите-ратуры были тем необходимым материалом, помимо которого философия не имела бы никакой связи с действительностью и с русским образованным человеком: литературные герои как бы очерчивали границы того мыслительного и духовного пространства, в котором и складывалась русская философия.


Источник:
Категория: Русская религиозная философия | Добавил: Admin (12.01.2012) | Автор: E W
Просмотров: 366 | Комментарии: 1 | Теги: религиозная философия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0