Главная » Статьи » Философия » Определение места философии в жизни человека [ Добавить статью ]

Гайденко П.П. Теоретическая установка сознания – духовная родина Европы

Гайденко П.П. 5. Теоретическая установка сознания – духовная родина Европы. Духовная родина Европы там, где рождается философия, а последняя впервые за-являет о себе, согласно Гуссерлю, не в Китае и не в Индии, а именно в античной Греции VII – VI вв. до н.э. «Только у греков мы находим универсальный («космологический») жизненный интерес в существенно новой форме чисто теоретического интереса. Только у них появляется форма общности, в которой этот интерес развёртывается из своего внут-реннего основания, и возникает… новая установка философов и ученых (математиков, ас-трономов и пр.). Это люди, которые не в одиночку, а вместе друг с другом и друг для дру-га, т.е. связанные как личности совместной работой, занимаются теорией и только теори-ей, развивают только её». Нетрудно заметить, что перемена установки, совершившаяся в античности и от-крывшая возможность для рождения наук и философии, совпадает, в сущности, с методо-логическим принципом феноменологии, а именно с редукцией. В самом деле, для занятия теорией и только ею нужно «вынести за скобки» практически – житейские интересы, пси-хологические, социальные и прочие связи, мотивы, которые мешают человеку занять тео-ретическую, чистую, незаинтересованную позицию, какой требует от него научная уста-новка. Именно у греков возникли первые научные сообщества, где теоретический интерес вытеснил всякий другой. «Теоретическая установка, – говорит Гуссерль, – …целиком изъ-ята из практики. Она основывается на намеренном воздержании (Epoche) от любой есте-ственной практики, включая самые высокие ступени последней…» Каким же образом теоретическая установка оказалась для дальнейшего развития европейской культуры столь судьбоносной? Почему наука в её высшей форме – филосо-фии – является, по Гуссерлю, тем смысловым центром, вокруг которого организуется жизнь европейского человечества, вовлекающая в себя и другие страны, целые континен-ты и отдельных приобщившихся к ней индивидов? Ответить на этот вопрос – значит, по мысли Гуссерля, раскрыть сущность науки. В отличие от других продуктов человеческой деятельности – ремесла, сельского хозяйства и т.д. – достижения наук не подвластны вре-мени: они не уничтожаются временем и не поддаются порче, ибо они не реальны, а иде-альны. А потому и люди, занимающиеся научной деятельностью, воспринимают то, что открыто их коллегами, как тождественное тому, что делают они сами: здесь человек, в других сферах ограниченный и преходящий, выходит в мир вечного. Наука открывает бесконечность и в том смысле, что любое её достижение становится ступенью ко всё но-вым открытиям, и задачи её бесконечны: решённые проблемы не кладут конец научной деятельности, а открывают перед ней всё новые перспективы. Эта особенность наук, по мнению Гуссерля, стала своего рода “зерном” для евро-пейской культуры, открывшем ей измерение идеального, которое и определило облик и смысл деятельности, смысл жизни европейского человека. Жизнь философа, незаинтересованного наблюдателя мира, становится зерном, из которого, по Гуссерлю, развивается новый тип культуры, которой раньше человечество не знало.
Гайденко П.П. Теоретическая установка сознания – духовная родина Европы.// Вопросы философии 1992 № 7, С. 127 – 128


Источник:
Категория: Определение места философии в жизни человека | Добавил: Admin (14.01.2012) | Автор: E W
Просмотров: 517 | Комментарии: 0 | Теги: Философия гайденко | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0