Главная » Статьи » Философия » Немецкая классическая философия [ Добавить статью ]

Философия Канта. Идеи чистого разума и их антиномии, границы познания

идеи чистого разума и их антиномии, границы познания
…Итак, как рассудок нуждается для опыта в категориях, так разум содержит в себе основание идей, под чем я разумею необходимые понятия, предмет которых не может быть дан ни в каком опыте. Эти идеи так же лежат в природе разума, как категории – в природе рассудка….
Все чистые рассудочные познания имеют в себе ту особенность, что их понятия даются в опыте и их положения опытом подтверждаются; напротив, запредельные познания разума не получают своих идей из опыта и положения их никогда не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты опытом; возможная тут ошибка не может поэтому быть открыта ничем иным, кроме самого разума; но это очень трудно, потому что самый этот разум посредством своих идей естественным образом становится диалектическим, и эта неизбежная обманчивость не может быть ограничена никакими объективными и догматическими исследованиями вещей, а только субъективным исследованием самого разума как источника идей.
Пролегомены, с. 117-121.
Первая противоположность трансцендентальных идей.
Тезис.
Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве.
Антитезис.
Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен как во времени, так и в пространстве.
Вторая противоположность трансцендентальных идей.
Тезис.
Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей и вообще существует только простое и то, что сложено из простого.
Антитезис.
Ни одна сложная субстанция в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого.
Третья противоположность трансцендентальных идей.
Тезис.
Причинность согласно законам природы есть не единственная причинность, из которой могут быть выведены все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность.
Антитезис.
Не существует никакой свободы, но все совершается в мире только согласно законам природы.
Четвертая противоположность трансцендентальных идей.
Тезис.
К миру принадлежит как часть его, или как его причина, безусловно необходимое существо.
Антитезис.
Нет никакого абсолютно необходимого существа ни в мире, ни вне мира, как его причины.
…Мы видели здесь всю диалектическую игру космологических идей, которым не может быть дан соответствующий предмет в возможном опыте…. Эти умствующие утверждения суть не что иное, как попытки решить четыре естественные и неизбежные проблемы разума....
В этом применении разума и постепенном расширении его, начинающемся в области опыта и шаг за шагом восходящем вплоть до столь возвышенных идей, философия обнаруживает достоинство, которое далеко превосходит …ценность всех остальных человеческих наук, так как она обещает дать опору нашим величайшим ожиданиям и надеждам на последние цели, вокруг которых должны в конце концов объединиться все усилия разума. Имеет ли мир начало во времени и какую-либо границу своего протяжения в пространстве; существует ли где-либо, быть может, в моем мыслящем я, неделимое и неразрушимое единство, или же все делимо и разрушимо; свободен ли я в своих действиях или же, подобно другим существам, подчиняюсь руководству природы и судьбы; наконец, существует ли высшая причина мира, или же вещи природы и порядок ее составляют последний предмет, на котором мы должны останавливаться во всех своих исследованиях, – все это вопросы, ради разрешения которых математик охотно пожертвовал бы всей своей наукой, так как она не может дать ему удовлетворения в отношении высших и важнейших целей человечества.
Критика чистого разума, с. 274-294.
Задание:
1. В чем отличие естественных понятий рассудка от чистых понятий разума?
2. Как чистые понятия разума соотносятся с опытом? К какому миру принадлежат идей чистого разума – ноуменальному или феноменальному?
3. Какие границы в познании должен установить разум и почему?
4. В чем Кант видит причины обращения разума к философским изысканиям?

Источник:
Категория: Немецкая классическая философия | Добавил: Admin (16.01.2012) | Автор: E W
Просмотров: 800 | Комментарии: 0 | Теги: философия канта | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0