Главная » Статьи » Философия » Лекции по философии [ Добавить статью ]

Общественное бытие человека. Социальное время и социальное пространство

Общественное бытие человека. Социальное время и социальное пространство.
"Человек - это мир человека, государство, общество", - писал К. Маркс.
Человек формирует свое отношение к своей телесности, к природе к космическим объектам, к продуктам своего труда - товарам, но он осознает все эти отношения как человек лишь при условии, что все эти отношения рассматривает чрез призму своего отношения к другим людям, к обществу.
Человек - существо общественное. Поэтому все его многочисленные проявления бытия - биологическое, духовное, все его отношения к окружающему миру - обретают свою значимость и смысл, а, следовательно, и прерогативы своего бытия, если они соответствуют таким фундаментальным нормам общественного бытия как право, истина, справедливость, красота. Именно так я понимаю определение Марксом сущности человека как совокупности всех общественных отношений - это не означает, что человек есть синтез экономических, политических, нравственных и других отношений как таковых, хотя в таком толковании есть большая доля истины. Более глубокое видение этого определения сущности человека состоит в необходимости рассмотрения всех других форм бытия человека через призму его общественного бытия.
Рассматривая субстратную предпосылку индивидуального бытия человека, нетрудно убедиться, что биологическое бытие предшествует общественному бытию, последнее нарастает на биологическом бытии как на своем базисе. Именно эта самоочевидность предшествования биологического социальному послужила прецедентом для широкого распространения практики лечения социальных болезней исключительно биохимическими и технологическими средствами. Проиллюстрируем это на примере таких отклонений социального поведения как агрессивность и насилие. В Нидерландах нашли семью, где склонность к агрессии и насилию передается из поколения в поколение, причем эта склонность выявлена только у мужчин. У мужчин этой семьи выявлены наследственные нарушения в производстве и метаболизме катахоламина и серотонина - важнейших гормонов, ответственных за перенос сигналов в мозг от нейрона к нейрону. Признав возможность лечения этой склонности биохимическими методами (кстати сказать, лечение биотехническими средствами душевнобольных - чуть ли не единственный метод, применяемый во всех психиатрических больницах России), американское правительство предполагает выделить на программу соответствующих исследований по 50 млн. долларов в год. Но как эта акция оценивается с позиции гуманизма и этики?
Деятельность - не только синтез элементов структуры и диалектическое единство материального и духовного, бытия и сознания. Это - субстанция бытия человека. Поэтому деятельностный подход к человеку - это субстанциональный подход, снимающий противоположность бытия и сознания.
Деятельность - звено, связующее родовую сущность человека с его индивидуальным эмпирическим бытием. Те жизненные коллизии и противоречия, которые так часто встречаются в индивидуальной жизни, возникают в результате дисгармонии цели и средства, ибо, как писал Маркс, "цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель".
Поведение - отношение между субъектами (коммуникативная деятельность, по Когану) отличается размытостью структуры. Это - не действие, а взаимодействие "по поводу", не затрачивающее глубинных основ деятельности. Это квазисоциальная форма деятельности. Это собственно и не деятельность, а отношение между людьми в процессе деятельности, рассматриваемое через призму правовых и нравственных норм.
В исторически изменяющихся типах материальной и духовной культуры изменяются виды деятельности, ускоренными темпами совершенствуются средства деятельности, но остается неизменным функциональное предназначение (логика) элементов структуры деятельности. Так, независимо от того передвигается человек на осле или на сверхзвуковом самолете, и осел, и сверхзвуковой самолет остаются средством передвижения. Будет ли шахтер добывать уголь при помощи отбойного молотка или угольного комбайна, добытый уголь всегда будет результатом труда шахтера, а лава угля в забое - предметом его труда. В силу этого структура деятельности относится к видам деятельности как субстанция к модусам. Многообразие видов деятельности возможно представить как модификации формально однотипной структуры деятельности, как эмпирический и логический уровни анализа.
Тогда, как вид деятельности - вполне определенный факт бытия человека, обозначающий переход бытия человека в бытие личности (в этом состоит глубокий философский смысл определения М. С. Каганом личности как "персонифицированной социальной деятельности")27 логическая структура акта деятельности - всеобщий методологический принцип, свободный от психологических и социальных "примесей", применяемый для исключительно философского анализа сущности человека.
Если вид деятельности есть эмпирическая, а посему и относительная реальность для себя бытия человека, структура деятельности - абсолютная реальность бытия человека как рода.
Резюмируя сказанное об общественном бытии человека, можно сделать следующий вывод: общественное бытие человека есть жизнь человека в обществе. Стержнем общественного бытия, его субстанцией является человеческая деятельность. Общественные отношения - это социальная форма общественного бытия. Единство деятельности и общественных отношений образуют способ общественного бытия человека. Как не бывает деятельности вне общественных отношений, также не бывает общественных отношений вне деятельности. Общественные отношения деятельностны, а деятельность всегда и исключительно социальная деятельность.

Источник:
Категория: Лекции по философии | Добавил: Admin (16.01.2012) | Автор: E W
Просмотров: 1490 | Комментарии: 1 | Теги: ответы на экзамен по философии | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0