Главная » Статьи » Философия » Философия, ее предмет и место в культуре [ Добавить статью ]

Философия как специфический способ духовного освоения мира

Философия как специфический способ духовного освоения мира
Традиционно философию ставят рядом с наукой, с теоретической фор-мой научного знания. Для этого есть немало оснований. Исходным элемен-том, первокирпичиком как науки, так и философия является знание.
Это знание о сущности действительности. Под сущностью понимается внутренная основа вещи, ее природа. Знание о сущ¬ности позволяет позна-вать закономерности, определяющие существование и движение вещей и процессов, и раскрыть единство ми¬ра в многообразии его проявлений и со¬ста¬в¬ных частей. Философия не просто рас¬крывает сущность вещей и явле-ний, она ищет предельные основания действительности. В качестве таких предельных оснований в истории философии выступали природные стихии (вода, огонь), материя, дух, воля, Бог и другие.
Философское знание концептуально: оно обладает системной органи¬зацией. Философское знание строится в виде теоретической системы, эле¬ментами кото¬рой яв¬ля¬ются: 1) категории (основные, наиболее общие по¬нятия, выражающие существенные стороны предметов и явлений и их свя-зей), 2) при¬нципы (исходные положения, на¬ча¬ла, составляющие ос¬нования теоретической си¬с¬те¬мы знаний, ее фун¬дамент. При¬н¬ципы определяют под-ход, способ познавательной деятельности), а также 3) законы (под за¬ко¬ном понимается теоретическое положение, характеризующее устойчивые, су¬ще¬ст¬венные и необходимые связи предметов или явлений между собой. Эти положения являются выводами, в которых излагаются основные результаты дан¬ной теории. На их основе возможны прогноз и предсказание).
Философское знание является проблемным. Это значит, что исходным пунктом философского исследования является крупная теоретическая или практическая задача. Так, Аристотель говорил, что философия вообще воз-никает из удивления. Удивление – это способность увидеть новое, не¬по¬нятное в понятном и привычном. Удивление раз¬дви¬гает горизонт че¬ло¬веческого сознания, поворачивая вещи и явления новыми гра¬нями. Во-вторых, проблемность означает подвижный, недогматический характер фи¬ло¬со¬фского знания. В философии нет раз и навсегда данных решений и от-ветов, в за¬ви¬си¬мо¬сти от ситуации и контекста задача формулируется как-то иначе и потому требует но¬вого под¬хода и нового решения.
Итак, философия обладает целым рядом черт, позволяющих говорить о том, что она есть вид теоретического знания, что она использует в своих целях аппарат теоретической науки (понятие, закон, метод, концепция, сис-тема, принцип, проблема).
Но это не вся философия, и даже не ее половина. Кроме научно-тео¬ре¬тической ст¬роны, в философии есть другая сторона, духовно-пра¬к¬ти¬Че¬ская. В состав философии входят не только знания, но и ценности. Цен-ность – это не сам предмет, а его зна¬чение для человека, положительное или отрицательное. Ценность в символической фо¬р¬ме обозначает гра¬ни¬цу человеческого, переступать которую человек не имеет пра¬ва, чтобы не ут-ратить человеческой сущности. Таким образом, ценность, очерчивая гра¬ни¬цу дозволенного, заключает в себе в скрытой форме запрет. Ценности – яв-ления ду¬хов¬ной культуры, различающиеся по видам: эстетические (пре-красное-безобразное), мо¬ральные (добро-зло), религиозные (Бог-дья¬вол), научные (истина-ложь).
Включая в свой состав ценности и принципы, философия становится средством духовной ориентации человека в мире. С их помощью человек осуществляет свободный выбор сре¬ди альтернатив, которые возникают в той или иной ситуации.
Среди ценностей выделяются идеалы – те ценности, которые в своей совокупности очерчивают смысл человеческой жизни. Это высшие ценно-сти, без которых жизнь утрачивает смысл, ради которых стоит жить и уме-реть. Идеал – это духовный образец подлинной жизни, способ ее осуществ-ления. В зависимости от принятых человеком иде¬алов складываются его убеждения (твердая уверенность в своих взглядах, отношении, позиции, оценках), а уже в соответствии с убеждениями человек формулирует об¬щие и частные цели своих действий.
Способствуя определению и осмыслению идеалов и убеждений, фило¬со¬фия является инструментом формирования жизненной позиции челове-ка. Принимая определен¬ные ценности и принципы, идеалы и убеждения человек становится как личность – существо, способное к выбору, целепо-лаганию и действию, с одной стороны, и несущее ответственность за ре-зультаты и последствия своего выбора и своих действий, с дру¬гой. Че¬ловек не рождается личностью, а становится ею в процессе жизни, и роль фи¬лософии в деле становления личности – быть способом самопознବния и строительства духовного мира человека.
На основании этого можно утверждать, что философское знание имеет личностный характер. Это не означает, что у каждого свой набор ка¬те¬го¬рий, принципов, за¬ко¬нов, своя система знания. Это означает, что в про¬цес¬се самопознания человек ис¬по¬ль¬зует теоретический аппарат философской науки для решения своих жизненных про¬блем, для определения целей и са-мого смысла собственной жизни. Поэтому свобода философского мы¬шления – обязательное свойство философии, в ином случае она ста¬нет сре¬дством духовного насилия над человеком со стороны какой-то внешней си-лы – общества, государства, партии, вождя, а человек превратится в ин¬струмент чужой воли.

Источник:
Категория: Философия, ее предмет и место в культуре | Добавил: Admin (12.01.2012) | Автор: E W
Просмотров: 5751 | Комментарии: 2 | Теги: философия | Рейтинг: 3.3/3
Всего комментариев: 0